Предписание о форме и литургических облачениях
Предисловие
В богослужениях нашей Церкви в течение многих десятилетий проповедовалось Евангелие, верующие молились, пели, преподавались Святые Таинства, при этом не было какого-либо особенного облачения для пасторов. Однако со времени начала возрождения нашей Церкви и появления новых приходов, особенно в городах, возникло желание вернуться к старой традиции и снова ввести особенные облачения, так же, как это имеет место в других лютеранских Церквях. Чтобы оказать приходам помощь в данном вопросе и предотвратить произвол, в соответствии со статьей 43.4 Устава нашей Церкви издается нижеследующее предписание о форме и литургических одеяниях:
1. В отношении литургического одеяния в нашей Церкви существуют три традиции: существуют приходы, в которых проповедник вообще не носит никакого богослужебного облачения; в большом числе приходов пастор или проповедник одевает в качестве богослужебного облачения талар; в некоторых приходах стало обычным более богатое богослужебное одеяние по примеру других соседствующих с этими приходами лютеранских Церквей.
2. Право решать, какой из этих трех возможных вариантов приемлем для прихода, находится в компетенции самого прихода, точнее совета общины совместно с пастором, но не проповедника единолично.
3.1. Талар одеяние из черной материи, напоминающее плащ. Он носится вместе с белым нагрудником (беффхен), как показано на рисунке 1. Вне помещения, где проводится богослужение, например при погребении, может надеваться еще и особенный головной убор (берет).
3.2. Талар с беффхеном в Епархии Европейской части России может одеваться всеми благословленными проповедниками и проповедницами во время богослужения. В других епархиях решение этого вопроса относится к компетенции соответствующего церковного руководства, т. е. суперинтендента (епископского визитатора или пробста) совместно с президиумом Синода. Проповедники, не могущие носить талара, должны по возможности носить пасторскую рубашку с колларом (ср. 7).
4.1. Приход может принять решение о том, что вместо черного должен одеваться белый талар (альба) или также о том, что вместе с черным или белым таларом должен одеваться особый шарф (стола), накидываемый на плечи, цвет которого соответствует литургическому времени церковного года. (ср. рис. 2).
4.2. Столу имеют право носить только рукоположенные пасторы. В случае принятия приходом решения о ношении альбы вместо черного талара, в Епархии Европейской части России вышесказанное касается и проповедника.
5. Приход может принять решение о том, что и другие участники богослужения, выполняющие во время оного особые задачи, могут иметь особенное облачение, причем прежде всего это касается хора. Однако эти облачения должны отличаться от облачения пастора или проповедника.
1. Talar / Талар
2. Stola / Стола
3. Lutherrock / Сюртук Лютера
6. Гости из других Церквей, помогающие при проведении службы, одеты, как правило, в облачения, принятые в соответствующем приходе их Церкви. Точно также и служители нашей Церкви, приглашенные для совместного проведения богослужения в приходе, не относящемся к нашей Церкви, одевают, как правило, богослужебное облачение, принятое в том приходе, где они служат постоянно. Однако, если это желательно, они могут одевать и богослужебное облачение, принятое в пригласившем приходе.
7. Талар одевается, как правило, только во время богослужений. Вне богослужения проповедник или пастор, желающий быть узнаваемым, как таковой, одевает коллар, т. е. как правило черную (или серую) рубашку с особым воротником в виде планочки со вставляемой белой частью. Этой же цели служит и сюртук Лютера (лютеррок) см. рис. 3; он может быть одеваем служителем Церкви, исполняющим руководящие функции (суперинтендент или епископ). Епископ может носить вместо черной еще и красно-фиолетовую рубашку.
8.1. Крест в нашей Церкви полагается одевать только пробстам, суперинтендентам, епископским визитаторам, епископу и его заместителям. Он надевается поверх талара (альбы) или поверх коллара. Если пробст постоянно служит в приходе, где не принято какое-либо специальное богослужебное облачение, то он одевает крест вместе с обычным костюмом или пасторской рубашкой с колларом.
8.2. В некоторых Церквях принято, чтобы каждый священник носил крест. Если в одном из наших приходов возникнет необходимость, чтобы пастор (проповедник) в особых случаях носил крест и был бы таким образом узнаваем как служитель Церкви, то это должен быть простой по форме крест, явно отличающийся от тех, которые обычно одеваются в нашей Церкви.
Епископский совет, С.-Петербург, 20 августа 1995
Источник: Вестник/Der Bote. № 3/4, 1995. С. 13