Пятидесятница
Являясь церковным праздником, Пятидесятница никогда не была праздником народным. С этим днем, выпадающим на 50-й день после Пасхи, начинающим новый временной отрезок церковного года, связано мало традиций. Пятидесятнице едва ли уделяют внимание дома, она отмечается прежде всего, на Богослужении или выездом на природу. В иудейском календаре и календаре Ветхого Завета по прошествии семи недель после праздника Passa отмечается длящийся неделю праздник, названный в среде говорящих по-гречески евреев праздником 50-го дня, Pentekoste (Деян 2:1; 20:16; 1 Кор 16:8). Отсюда происходит немецкое название «Пятидесятница». 50 дней по прошествии Пасхи стали довольно рано отмечаться в христианстве как время большой радости, когда воскресший из мертвых был особенно близок своим сторонникам. Сам 50-й день в Палестине и Сирии долгое время отмечали как праздник Вознесения; в Иерусалиме 4-го столетия этот день праздновали как день Вознесения и Сошествия Святого Духа. Лишь с тех пор, как по прошествии 40 дней после Пасхи возник отдельный праздник - Вознесение, с 50-м днем связывается сошествие Святого Духа. Таким образом, согласно православной традиции, завершилось откровение Троицы. В связи с этим в православной Церкви Пятидесятница считается и праздником Троицы. «Троица» - русское название этого дня. Западноевропейские страны имеют свой собственный праздник Троицы, выпадающий на воскресенье после Пятидесятницы.
Когда Святой Дух пролился над Апостолами, присутствие Духа Божьего вошло в наш мир. Символом этого стал голубь, с помощью которого Святой Дух спустился на землю. Бог посылает Святого Духа «подобно ветру», благодаря Святому Духу неподвижное приходит в движение. Дух Божий открывает наше жизненное пространство, дарует новые силы. Бог посылает Свой Святой Дух «подобно огню», который согревает нас, наставляет нас на дела и слова Иисуса Христа. Когда-то чудо, случившееся на Пятидесятницу, представлялось в храмах с помощью цветов, спускавшихся с потолка, горящей пакли и голубя.
Среди сохранившихся народных обычаев в период Пятидесятницы представлен ряд традиций, тема которых одна - приветствие весны, пробуждение природы, мольба о благословении полей и лугов. Однако о единой, типичной традиции Пятидесятницы говорить нельзя. Обоюдным для всех традиций, пожалуй, является пожелание людей солнечной погоды, с тем, чтобы провести свободное время на природе. Исконное происхождение обычаев, имеющих место в Пятидесятницу, уже не возможно проследить полностью. Они смешались с другими весенними обычаями, изменились и приняли новые формы. Описанный ниже обычай можно обнаружить во многих видоизменениях:
Торжественная встреча лета
Во многих торжествах, связанных с Пятидесятницей, речь идет о торжественной встрече лета праздничными шествиями, т.е. его приглашении и соответствующей встрече. Для этого существует целый ряд игр и традиций, которые в зависимости от территориального расположения местности имеют свои индивидуальные особенности, однако для достижения одной цели используются те же самые средства: огонь, создающие шум инструменты, солома, зелень ели или березы, цветы. Даже в случае с главным персонажем, носящим совершенно разные имена, речь всегда идет о последнем ленивце, который тоже наконец-то встречает лето. Окутанный еловыми или березовыми ветками, леший, сопровождаемый шествием, проводится в лес. После возвращения в деревню разыгрывается небольшая сценка, символизирующая окончательное наступление лета и полную победу над зимой. Кульминацией мероприятия является бросание лешего в воду, символ возможного преодоления преград, учиненных препятствующими силами.
Выгон на пастбище и Pfingstochse
Пятидесятница во многих землях является временем первого выгона скота на пастбище. Перед первым большим выгоном на летние луга пастухи и владельцы скота встречаются в церквях и часовнях для совместной молитвы.
В канун первого выгона животные украшаются цветами, ветками и пестрыми лентами (особенно богато головное украшение быка, идущего во главе всего стада (Pfingsochs) и проводятся по всей деревне.
Праздники у колодца
Бесчисленные традиции в канун Пятидесятницы связаны с водой. Вода и ее живительная сила почитается во многих регионах. Постоянно струящаяся чистая вода была для наших предков не чем-то самим собой разумеющимся, а являлась благословением, за которое они возносили хвалу Богу. В канун Пятидесятницы, когда трудная работа по очистке колодцев и ручьев была завершена, праздники у колодцев выражали благодарность людей. В Вунзиделе (Fichtelgebrige, Франконская Швейцария) до сих пор все старые колодцы города старательно украшаются «колодезными коммунами» и устраиваются шествия, сопровождающиеся музыкой и пением.
Подобные яркие и радостные события практически имеют характер народного праздника и проходят при большом стечении народа. Зачастую они являются излюбленной целью прогулок или даже кратковременного отпуска.
С использованием литературы: Праздники и обычаи в течение всего года,
Йоханна Волль, Eugen Ulmer Verlag, Штутгарт
Источник: Вестник/Der Bote. № 2, 1999. С. 9