Хайке Вальтер
Братские общины
Традиция братских общин в Германии, а также в других странах, имеет глубокие корни. В 18 веке пиетизм начал оживлять индивидуальную набожность христиан в отдельных группах общин и объединениях. В центре всего - призыв к обращению, к изменению. С этим зачастую связаны строгие правила, направленные на изменение образа жизни (часто это радикальный отказ от алкоголя или сигарет). С временной точки зрения обращение не должно быть связано с крещением, но имеет решающее значение для начала новой жизни с Иисусом (исцеление). В братских общинах российских немцев это обращение в большинстве случаев протекает как покаяние обращаемого перед общиной.
В 18 веке по призыву Екатерины Великой (Манифест от 22.07.1763) из разрушенной в результате войны Германии в Россию прибыли первые колонисты. В большинстве своем их поведение было отмечено пиетизмом уже на родине. Наряду с лютеранами прибыли и меннониты, подвергавшиеся гонениям из-за своей веры, они селились на берегах Волги и в Крыму, где они могли свободно проявлять свою благочестивость. Во время 1-й и в главным образом во время 2-й мировой войны эти российские немцы были объявлены «врагами» России и СССР. Следствием этого были преследования, аресты, казни и массовые депортации в едва обжитые, климатически неблагоприятные районы (Средняя Азия, Сибирь).
В особенности во времена преследования и по окончании 2-й мировой войны братские общины играли в Казахстане и Сибири важную роль. Пасторов больше не было, многие из них погибли. С течением обстоятельств было то, что существовали братья, которые умели истолковывать Библию и, как и женщины, в данных условиях могли совершать таинства.
Все общины Казахстана и Средней Азии были братскими общинами. До 1989/1990 года имелось большое количество подобных общин, некоторые из которых даже насчитывали свыше 1000 членов. Из-за волны переселения численность и размеры общин значительно сократились. Но до сих пор в молитвенных домах висит отовсюду хорошо заметный лозунг: «А мы проповедуем Христа распятого» (1-е Послание к Коринфянам 1, 23). При всех различиях, которые существуют между братскими общинами, некоторые общие признаки можно обнаружить практически повсюду в Сибири, Казахстане и Средней Азии. Эти признаки определяют богослужения и будни братских общин и характеризуют их благочестие.
Налицо порядок рассаживания. Согласно этому порядку, во время богослужения и на молитвенных часах мужчины и женщины сидят отдельно. Даже на кладбищах супруги похоронены отдельно друг от друга. Для молитвенного часа присуща его своеобразная форма. Открытая лишь на собрании в определенном месте Библия истолковывается тремя братьями без подготовки, «как Дух давал им провещевать» (Деяния 2, 4). По возможности на проповедь приглашаются братья и из других общин или гости. Особенностью является способ молитвы. Во время церемонии вся община стоит на коленях и читает молитвы вполголоса. При этом каждый произносит свою собственную молитву. В завершении молитвенного часа обсуждаются важные для общины вопросы. Зачастую собрание длится от трех до четырех часов. Для большинства братьев и сестер оно представляет действительно единственную радость в жизни. Во время него они ориентируют всю свою совместную жизнь на воскресшего Христа. Пожалуй, даже во время непрерывных репрессий они видели свою единственную надежду в пришествии Христа и конце света и истолковывают и сейчас знамения времени (Ев. от Матфея, 24, 23-33).
Для ЕЛЦ братские общины являются существенной составляющей, для них свершилось Слово Божье: «и врата ада не одолеют ее» (Ев. от Матфея, 16, 18).
Источник: Вестник/Der Bote. № 3, 1997. С. 27