|
ЕЛЦ
/ Богослужение
/ Музыка и пение. О пении и музыке в христианской общине
Музыка и пение. О пении и музыке в христианской общинеВо всех христианских конфессиях поют. Поет пришедшая на богослужение лютеранская община, также как и баптисты, методисты и католики. В православной Церкви прихожане обычно поют символ веры, “Отче наш” и определенные песнопения в праздничные дни, но большую часть богослужения хор заменяет поющую общину. С древности народ Божий поет, собравшись вместе. Недостаточным является говорить или выкрикивать слова; нужно петь! В пении человека участвует его тело, душа и разум. Так псалмы призывают нас: “Воспевайте!” “Воспойте Господу новую песнь!” В первых христианских общинах произносились вслух псалмы и речитатив. Отрывки из Священного писания и литургические тексты читались нараспев. В конце первого тысячелетия пение псалмов и литургических текстов постепенно становится многоголосным. Позже в западной Церкви к ходу богослужения добавляется пение общины. Особенное развитие это получило во времена Реформации. Мартин Лютер и другие служители Церкви переводили латинские литургические тексты на немецкий язык, и вся община их исполняла. Сочинялись также и новые песенные тексты и мелодии (например “Господь – наш меч, оплот и щит”), так возник евангелический хорал. Очень быстро он стал частью богослужения. Вскоре возникли первые песенники. Наряду с пением общины практиковалось исполнение хором мотетов – распеваемых литургических текстов и чтений. В католических общинах наблюдалось похожее развитие. Музыкальные инструменты начинают постепенно использоваться в Церквях на Западе в конце первого тысячелетия. Прежде всего, это были маленькие органы, звучание которых сопровождало литургические песнопения. С появлением пения общины задачей органа становится аккомпанемент хоралов. С тех пор органная музыка начала интенсивно развиваться. К мелодиям хорала композиторы сочиняли аккомпанемент, прелюдии, обработки. Крупнейшими из них в XVII-XVIII вв. были Самуэль Шейдт, Николаус Брунс, Дитрих Букстехуде, Иоганн Готфрид Вальтер Иоганн С. Бах. Таким образом, сегодня орган не только сопровождает пение общины, но и взясебя функцию создавать время тишины, медитации во время богослужения – благодаря инструментальной музыке возникла новая форма восхваления Бога. В лютеранской Церкви пение прихожан является неотъемлемой частью богослужения, а также других мероприятий. Община может петь и без сопровождения органа или других инструментов. Конечно, каждая община стремится к тому, чтобы иметь свой инструмент, который можно использовать для сопровождения пения. Песнопения и хоралы являются важной составляющей духовной жизни христиан. Они знают многие песнопения наизусть, могут спеть их в одиночку или в небольшом кругу. Песни утешают, радуют, ободряют. В послании Павла христианам Колосса мы читаем “Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу” (Кол 3:16). Песнопения являются выражением веры и единства. Мартин Лютер написал: “Христианин должен радостно и охотно петь и говорить об этом, чтобы другие тоже слышали и приходили”. И в наше время музыка и пение могут приводить в общину новых людей и делать ее их домом. Петер Лоберс, пастор, г. Гёрлитц Источник: Вестник/Der Bote, № 4, 2007. С. 16
ЕЛЦ
/ Богослужение
/ Музыка и пение. О пении и музыке в христианской общине
|