Пауль Герхардт – великий поэт духовных песен в XVII векеВ Евангелической церкви Германии его знает каждый конфирмант. Его стихи, несмотря на то, что они написаны в стиле барокко, и по сей день находят отклик в душе, даруют утешение, пробуждают надежду. Пауль Герхардт известен также и тем, что он упорно, непоколебимо держался "ортодоксальной" лютеранской позиции по отношению к конфессиональным спорам своего столетия.
….вырос и был воспитан в истинном лютеранском вероучении Пауль Герхардт родился 1607года в Грефенхайнхене, в тогдашнем лютеранском Курзаксене. По линии матери он был внуком лютеранского суперинтендента. Он получил хорошее образование в известной школе, принадлежащей его земельному князю. Преподавание там велось по учебному плану Филиппа Меланхтона, великого лютеранского педагога. В двадцать лет Пауль Герхардт начал изучать Теологию в Виттенбергском университете – оплоте лютеранства.
….остался твердым в вере в трудные времена Настали тяжелые годы тридцатилетней войны (1618-1648). Вследствие переходов войск, погромов, сражений многие регионы в Германии обнищали. Города и села могли содержать пастора лишь за очень небольшую плату либо не могли вообще. Пауль с трудом зарабатывал на жизнь как домашний учитель. Только в 1651 году в возрасте сорока четырех лет он получил свое первое место пастора в Миттенвальде, недалеко от Берлина. Теперь, в сорок восемь лет, он наконец-то смог жениться и создать семью. В эти годы он написал особенно много песенных текстов. Кантор церкви св. Николая в Берлине Иоганн Крюгер переложил их на музыку и опубликовал в своем песеннике. Они известны и пользуются популярностью на домашних молитвах и богослужениях.
…твердо противостоял требованиям земельных князей В 1657 году Пауль Герхардт получил место в Берлине в церкви св. Николая. Атмосфера в церквях в Бранденбурге и Пруссии была напряженной. Земельный князь, курфюрст Фридрих Вильгельм и его берлинский двор перешли к реформаторской конфессии. Пасторы в городах и деревнях, а также и сам город Берлин, остались лютеранскими. В 1662 и 1664 году земельный князь запретил лютеранам и реформаторам отделяться друг от друга. "Konkordienformel" (Формула согласия), которая обособляла ревностных лютеран от других конфессиональных групп, больше не имела силы, при крещении был запрещен "экзорцизм" – изгнание злых духов. Это затронуло лютеранских священнослужителей. Многие представители государственной власти подчинились и подписали эдикты. Пауль Герхардт уклонился от этого. Его совесть не позволяла ему это сделать. Поэтому в 1666 году в возрасте пятидесяти девяти лет он потерял место пастора. Многие вступались за него как за "набожного и известного во многих странах" человека. Твердо держаться истинного лютеранского вероучения было для Пауля Герхардта вопросом совести.
"Обрети умиротворение и покой…" Начинается песня Пауля Герхардта, возникшая в 1666-67 годах. Было ли это его жизненным кредо в его последние годы? В 1668 году умерла его жена, с которой они прожили 13 лет вместе. Из пяти детей, родившихся у семейной пары, остался только пятилетний сын. В 1669 году Пауль Герхардт смог снова получить место пастора в Люббене, в родном лютеранском Курзаксене. Последние семь лет его жизни были осложнены конфликтами и проблемами со здоровьем. Там, в Люббене, он умер почти в семидесятилетнем возрасте 27 мая 1676 года. Его похоронили в церкви, которая называется сегодня "церковь Пауля Герхардта". Перед церковью стоит памятник душепопечителю, теологу и поэту.
Дорис Ратц, педагог религии
(Источник: журнал «Der Bote/Вестник» 3/2006) |
Поиск по разделу |