Истории рождения Иисуса в Библии и КоранеМы, христиане, хорошо знаем, что для Корана Иисус является значимой персоной. Но вряд ли нам известно, что Коран тоже рассказывает историю рождения Иисуса Марией, матерью Иисуса, и даже подробно повествует о его бабушке и дедушке. Дедушку Иисуса в Коране зовут Имрам, имя его жены не упоминается, в нашей традиции бабушку Иисуса зовут Анна. Лютер в сильную грозу молился бабушке Иисуса, святой Анне. Бабушка и дедушка Иисуса – это благочестивая супружеская пара, они уже давно жили вместе, но не имели детей (3:35 и далее). Когда женщина забеременела, она обещала посвятить своего ребенка Богу. Она назвала своего ребенка Марией и отнесла его в храм. Там о Марии заботился Захария. Захарии ангелами был обещан сын Иоанн (3:38 и далее), это очень похоже на то, что говорится в Евангелии от Луки (Лк 1:5-25). Когда Мария выросла, – повествует Коран, – ангелы возвестили ей, что Бог избрал ее, и что она, будучи девой, родит сына. Иисус в Коране также рожден от Девы Марии. Мужчина, отец Иисуса, в Коране не упоминается. Ангелы обозначают Иисуса как Слово Бога. Для Корана также очень важно, что Иисус – человек и только человек, даже если он очень близок к Богу и рожден необыкновенным образом. Коран отклоняет понимание Иисуса как Сына Божьего. Если бы Иисус понимался как Сын Божий, это, по мнению Корана, нанесло бы ущерб монотеизму. Для Корана важно, что Бог – один и только один. О том, как Марии была возвещена беременность, в Коране рассказывается дважды. Во второй раз – в девятнадцатой суре, она называется "Мария". Когда Мария была беременна, – повествует Коран – она возвращалась домой издалека. Боли заставили Марию подойти к пальме. В некоторых местностях женщины идут рожать детей к деревьям. Боли мучают Марию, она хочет умереть. К отчаявшейся Марии чудесным образом обращается Иисус. Он показывает ей, что Бог пустил к ее ногам ручей, чтобы у нее была вода, и говорит ей, что она может притянуть к себе пальмовые ветви, чтобы снять с них сочные свежие финики. Подкрепившись фруктами, с ребенком на руках, Мария отправляется к своим родным. Ее семья возмущена тем, что Мария, будучи не замужем, родила ребенка. Они бранят Марию и считают, что ребенок – позор для семьи. Тут снова вмешивается Иисус и приходит на помощь Своей матери. Он может разговаривать, как это было у пальмы, Он говорит, что является Божьим слугой. Бог дал ему Писание и сделал его своим пророком (19:16 и далее). Повествования в Евангелии от Луки и в Коране очень похожи. Евангелие от Луки содержит больше историй. Оно рассказывает об указе императора Августа, об ангелах и пастухах, о посещении пастухами хлева. Евангелие от Матфея рассказывает еще о сне Иосифа, о волхвах с Востока. Евангелие от Марка, напротив, не содержит историй из детства, оно начинается с описания жизни уже взрослого, проповедующего Иисуса. Евангелие от Иоанна также не рассказывает о рождении Христа. Апостол Павел не упоминает в своих посланиях о рождении и детстве Иисуса. В Библию влились различные традиции рассказа о рождении Иисуса. Коран воспринял еще одну традицию. Иисус в Коране – только человек, но истинный человек, который близок Богу. Иисус – это Слово Бога, так возвещают ангелы в Коране. "Слово стало плотию и обитало с нами" – так говорит Евангелие от Иоанна (Ин 1:14). Библия и Коран рассказывают сходным образом о Марии и о рождении Иисуса, они ближе друг другу в понимании Иисуса, чем казалось бы. Христиане и мусульмане также могут стать ближе друг другу, если они найдут общее в своих религиях.
Ингрид Энгель, пастор, д-р теологии, Люнебург (Германия)
(Источник: журнал «Der Bote/Вестник» 4/2006) |
Поиск по разделу |