Музыка обретает новый смыслВ феврале 2006 года, спустя четыре месяца после установки и торжественного освящения органа баварской фирмы “Штайнмайер”, при евангелическо-лютеранской общине Волгограда/Сарепты открылась Школа юного органиста. Куратором школы стал органист из Германии, кантор церкви св. Николая в Котбусе Вильфрид Вильке. Он внимательно следит за успехами своих подопечных. Руководит работой школы кантор и органист церкви в Сарепте Лариса Леденёва. Наша задача – вырастить церковных музыкантов “Обучение в нашей Школе ведется по методике Фридгельма Дайса”, – рассказывает Лариса Леденёва. "В отличие от других методических пособий, трехтомник Дайса помогает изучать музыкальный материал на основе лютеранских хоралов, а это важно при работе с детьми из церковной общины. Разделы этой методической разработки, казалось бы, типичны для обычной органной школы: сольфеджио, игра на мануалах, гармонизация, азы теории музыки, музыкальная литература, упражнения для ножной клавиатуры, регистровка произведений и так далее. Но наша задача – вырастить не просто хороших музыкантов, а именно церковных органистов. При изучении хоральных прелюдий, пытаясь найти правильный темп и характер исполнения, составляя регистровку, мы, прежде всего, изучаем хорал, его полный текст, читаем Евангелие, а значит, обращаемся к первоисточнику – Слову Божьему. Так музыка обретает новый смысл”. Орган – инструмент богослужения Орган – не просто один из классических музыкальных инструментов. Бесконечный звук органа – символ вечности и беспредельности. Орган всегда лучше звучит в соборной акустике: в храме для него достаточно места, а концертного зала всегда мало. Концертный орган – это, по сути, пародия на орган церковный. Орган в концертном зале можно сравнить с иконой, хранящейся в музее, или с церковью, превращенной в музыкально-концертное учреждение. Сами по себе эти действия первоначально служат благим целям культуры, целям просветительским, но… неосвященная икона в музее – это только часть иконы подлинной; духовная музыка, прослушиваемая во время концерта, имеет свое “отечество” в богослужении. Орган же в концертном зале, какую бы светскую музыку на нем не играли, настойчиво напоминает о своей культовой принадлежности, о древнем родстве с молитвой. Как икона никогда не станет музейным экспонатом наподобие светской живописи, так и светское органное искусство – всегда своего рода культурная игра с культовой основой. Подобно иконе, запечатлевшей на доске образ Иисуса Христа, орган – в широком смысле – инструмент богослужения. К Богу приходят разными путями В школе органиста учатся не только дети и внуки членов общины, школа открыта для всех желающих, в том числе, и для детей других конфессий. Так, в школе учится Галя Пискарёва, которая, по словам мамы, с самого раннего детства мечтала учиться играть на органе. Галя с большим успехом отыграла сольный концерт на “Международном молодежном фестивале органной музыки”, состоявшемся в апреле в нашей кирхе. Но радует не только это. Прикосновение к органу пробудило в Гале ростки веры. К Богу приходят разными путями. В августе Галя с мамой стали посещать воскресные богослужения, в октябре – курсы конфирмации. На торжественном богослужении в день праздника Пятидесятницы, весной следующего года, наша кирха в Старой Сарепте с радостью примет новых членов общины. Лариса Леденёва, Фото: Лариса Леденёва проводит занятие с Галей Пискарёвой Источник: Вестник/Der Bote, № 4, 2007. С. 34 |
Поиск по разделу |