Что праздновать? На пути к юбилею Реформации в 2017 годуДоклад профессора, почетного доктора наук h.c., пастора Маргот Кессман, посла Совета Евангелической Церкви в Германии по подготовке к юбилею Реформации в 2017 году Калининград, 14 апреля 2015 года (Публикуется с любезного разрешения автора)
В 2017 году наступит юбилей – полвека со дня так называемого «Вывешивания тезисов – Тhеsеnаnsсhlаg» в Виттенберге. Может ли это стать причиной для праздника? С исторической точки зрения уже довольно много сомнений в том, действительно ли Мартин Лютер прибил список своих девяноста пяти тезисов к двери Замковой церкви или это был кто-то другой, или их просто распространили в списках. К тому же само понятие Реформации связано, скорее, с сжиганием папской буллы в 1520 году. В 1517 году Лютер был тем, кого бы сегодня мы назвали «католиком-реформистом». Под его тезисами с критикой торговли индульгенциями и сегодня, в XXI веке, подписалось бы большинство римско-католических христиан. И насколько вообще уместно устраивать праздник в честь юбилея Реформации? Можно ли вообще праздновать раскол? И наконец: должна ли вообще что-то праздновать Церковь, которая вынуждена бороться против уменьшения числа своих сторонников, в которой ведутся дебаты об экономии и реструктуризации? Можно ли вообще позволить себе событие, «ивент», ввиду стольких поражений и ударов? Это четыре из множества вопросов по отношению к юбилею Реформации, которые я слышу вновь и вновь. Забегая вперёд, скажу: я убеждена – да, у нас есть повод для праздника! И это моё убеждение я хотела бы разъяснить с помощью десяти доводов. Но прежде чем приступить к этому, я хотела бы дать небольшой ретроспективный обзор того, на каком уровне находится планирование конкретных дел на 2017 год. Наверняка перед вашим мысленным взором сейчас прошли открытие так называемого «лютеровского десятилетия», «лютеровской декады» в 2008 году, а также последовавшие за ним тематические годы, основными темами которых были исповедание веры, образование, свобода, музыка, терпимость, политика. 2015 год в связи с 500-летним юбилеем Лукаса Кранаха-младшего посвящён теме «Реформация – образ и Библия», а тема 2016-го года звучит как «Реформация и единый мир», мы откроем его 31 октября 2015 года в Страсбурге.
Апогеем этой декады станут центральные торжества в юбилейном году, начало которых будет отмечено Днём Реформации 2016. Уже сейчас можно отчётливо увидеть пять опорных колонн: ● Во-первых, собственно церемония открытия юбилея 31 октября 2016 года ● День Реформации в 2016 году даст старт второй опоре, так называемой «дороге станций». Двигаясь по этой дороге – возможно, на грузовом автомобиле – будет осуществляться посещение городов Реформации в Германии и Европы под девизом, который звучит как вопрос: что является реформаторским сегодня? Каковы воззрения на это в Праге и в Амстердаме, в Лунде и в Милане, в Женеве и Цюрихе, в Марбурге и Потсдаме? ● В-третьих, таким образом, по завершении «дороги станций» в мае образуется «Всемирная выставка Реформации», в городе Виттенберге и вокруг него. Всё, что будет собрано, изучено, познано по пути «дороги станций», будет привезено в Виттенберг. Свою лепту внесут культура и гражданское общество, но прежде всего – Церкви с других континентов. Сам город летом 2017 года превратится в выставочное пространство. То, что вышло за ворота Виттенберга и распространилось по всему миру, войдёт обратно в эти же ворота, чтобы мы смогли разделить это друг с другом ● Центральное значение при этом имеет массовое большое богослужение, запланированное перед воротами Виттенберга в связи с Кирхентагом в Берлине. Мы надеемся, что это станет незабываемым событием для всех. ● Наконец, состоится молодёжный лагерь. Мы особенно желаем, чтобы молодое поколение открыло для себя как Реформацию, так и города-центры Реформации. Поэтому будут организованы концерты и кинофестивали, богослужения и молитвы, конечно, будут дискуссии о Боге и о мире (перен. «обо всём на свете» – прим. перев.). Хочется надеяться, что летний лагерь станет для его участников, конфирмантов и молодых людей из разных стран незабываемым событием Реформации.
Таков был обзор подготовки и утверждённых планов. Но перейдем к содержанию. Итак, что тут праздновать?
1. Критический ретроспективный обзор Юбилеи Реформации и память о Мартине Лютере в Германии всегда соответствовали своему времени. Год 1617-й послужил конфессиональному самоутверждению. В 1717 году Мартина Лютера представили, с одной стороны, богобоязненным пиетистом, с другой стороны, человеком раннего Просвещения, восставшим против средневековых суеверий. Тысяча восемьсот семнадцатый год был инсценирован в духе религиозно-национального праздника – в память о «Битве народов» при Лейпциге в 1813-м, Лютера объявили немецким национальным героем. К своему 400-му юбилею в 1883 году Лютер уже считался отцом-основателем Германского Рейха, наконец, в 1917 году он вместе с Гинденбургом вознёсся до спасителя немцев во времена великих бедствий. Год 1933, когда к власти пришли национал-социалисты, добавил Лютеру – в его 450-й юбилей – ауру ниспосланного Богом вождя или предвестника другого, более великого вождя. А в год 400-летия со дня смерти в нём уже видели утешителя немцев – это был год 1946-й, когда все отчаянно нуждались в утешении. В 1983 году во время 500- летнего юбилея случилось что-то вроде конкуренции, соревнования за лютеровское наследие между Восточной и Западной Германией. Так, в ГДР Лютер представал уже не в образе княжьего слуги, а скорее в обличье представителя раннебуржуазной революции. Этот ретроспективный обзор должен плавно подвести нас к пониманию того, что юбилеи Реформации – это довольно щекотливые моменты. Как будут поколения, идущие за нами, судить о юбилее 2017 года? Может, они скажут: протестанты хотели ярко самовыразиться за счёт других? Или прозвучит оценка, что это была попытка привлечь общественность к христианской вере? Или всё-таки будет чётко видно: во время этого юбилея состоялась попытка разобраться с собственным наследием, подойти к нему критично и творчески, образовательно, то есть по-нашему, по-протестантски? Я убеждена: как бы некоторые ни боялись, «культа Лютера» не будет. Протестантизм в Германии и лютеранство по всему миру достаточно независимы, чтобы не бояться взглянуть в лицо тёмным сторонам своего великого образца и чтобы не сводить всю Реформацию к личности одного лишь Лютера. Ведь ясно одно: Реформация была движением, продолжавшимся несколько десятков лет. Год 1517-й – это символическая дата. Реформацию продвигало множество людей, Мартин Лютер – это фигура-символ. Это очень хорошо демонстрирует алтарная картина итальянского художника Габриеле Мукки, которую можно увидеть в маленькой церкви района Альт-Штакен на окраине Берлина.
На этой картине изображены распятый Иисус и двенадцать исторических личностей, собравшихся у Его ног, которые играли важную роль в обновлении Церкви и картины мира в XVI веке: Николай Коперник, Ульрих Цвингли, Иоганнес Кальвин, Игнатий де Лойола, Томас Мор, Катарина фон Бора, Томас Мюнцер, Иоганн Бугенхаген, Филипп Меланхтон, Лукас Кранах, Эразм Роттердамский. Это отличный знак того, что движение было широким, было невероятным прорывом. По-моему, очень трогательно, что все они примирились под одним крестом на этой картине. Поэтому для меня было очень важно, чтобы меня назвали не послом Лютера, а послом юбилея Реформации! Мы должны чётко указать, что речь идет о многогранном движении, которое изменило облик и Церкви, и государства, и воздействие которого продолжается по сей день. ► Важно будет набраться смелости на критический взгляд назад, чтобы осознать и принять Реформацию как целостное событие. Реформация не как что-то, ограниченное немецкими национальными границами, а как международное событие, открытое всему миру, имеющее экуменический масштаб – и мы можем отпраздновать это расширение горизонта!
2. Экуменизм Это первый юбилей, в котором присутствует опыт экуменического сосуществования. Церкви Реформации считают себя, как и римско-католическая церковь, наследниками Древней Церкви (Лютер, «Против Гансвурста», сочинение 1541 года; Гансвурст – шутовской персонаж немецкого театра, соответствует российскому Петрушке – прим.перев.), так что речь идёт об общей истории. Эпоха Реформации изменила всех. Это не раскол, а разграничение западной Церкви, которое зрело на протяжении XV-XVI вв. и было необходимым в то же время, в которое невозможно было сохранить, к примеру, государственную всеобщность, универсализм Священной Римской империи Германской нации. Сегодняшняя римско-католическая Церковь – это уже не та Церковь, в глубокий конфликт с которой вступили Мартин Лютер и другие реформаторы в XVI веке. Уже Тридентский собор в 1555 году отказался от практики индульгенции за денежную плату, а Второй Ватиканский собор в прошлом XX веке ввёл Святые Мессы на национальных языках. Конечно, остаются открытыми многие реформаторские вопросы, например, касательно папства, поклонения святым и понимания служения. Но Мартин Лютер хотел реформировать свою собственную Церковь, а не расколоть её. Поэтому делать отдельный юбилей Реформации было бы неразумно. Викарный епископ Яшке из Гамбурга заявил, что сегодня римско-католическая сторона признала бы справедливость девяноста пяти тезисов Лютера, и сказал, что он разделяет лютеровскую критику тогдашней торговли индульгенциями.[1] В 1999 году в Аугсбурге была подписана Совместная Декларация Римо-Католической Церкви и Всемирной Лютеранской Федерации о доктрине об оправдании. Было установлено: в том виде, в котором обе Церкви сегодня формулируют своё учение, оно не затронуто искажениями XVI века. Подписание Совместного Официального Заявления о Совместной Декларации в Аугсбурге 31 октября стало праздничным событием. Это не означает – и это было ясно всем присутствующим – что с этих пор основы вероучения различных традиций покоятся на едином понимании. Но подписание приветствовали как шаг по пути сближения. Казалось, прорыв уже близок, как если следовать девизу: эта декларация не устранит различия, но даёт надежду на приближение возможности приглашать друг друга в гости на Причастие. Мы можем быть благодарны хотя бы за то, что удалось найти общие формулировки по такому теологическому вопросу, на котором когда-то сломалось единство. Конечно, в 2000 году Римо-Католическая Церковь чётко дала понять, что к чему, когда Конгрегация веры выпустила Декларацию «Доминус Иезус» („DominusIesus“). Несмотря на весь экуменический прогресс, она продолжает рассматривать себя как единственную единую истинную святую Церковь. Единственной Церковью, являющейся истинной Церковью Иисуса Христа. «С другой стороны, церковные общины, не сохранившие подлинного Епископата, а также истинной и совершенной сущности таинства Евхаристии, не являются Церквами в истинном значении этого слова; тем не менее, люди, крещенные в таких общинах, объединены со Христом посредством Крещения и пребывают в определенном, хотя и несовершенном, общении с Церковью.» Конечно, мы могли бы теперь отойти в сторону, отчаяться и сказать, мы евангелические христиане или римо-католические, мы знаем, почему и у нас есть все основания для этого. Ну давайте тогда вернёмся к тонким, но явственным границам: праздновать по отдельности православно, римо-католически, реформационно и совсем по- евангелически. Я считаю, что это – короткое замыкание. Конечно, христианского Старого Света в чистом виде больше нет. С этим надо распрощаться. (Хотя я даже сомневаюсь, а был ли он вообще...). Однако из 720 миллионов европейцев более 500 миллионов – христиане! Я считаю совершенно неправильным ударяться в великие причитания по поводу секуляризации и прятаться в тень. Христиане установили в Европе систему ценностей, которая сформировала этот континент. Они достаточно поборолись за неё, сами прошли через множество ошибок и искушений. Но уже заметны признаки прорыва, вспомним хотя бы «Экуменическую Хартию», которая была принята европейскими Церквями в 2001 году, или Экуменические Кирхентаги в Берлине в 2003 году и в Мюнхене в 2010 году, которые и организованы были по-экуменически – на них стало ясно: у нас больше того, что нас объединяет, нежели того, что разделяет нас. Осознать это помогает и окружающая нас светская среда. Грубо говоря, если тридцать лет назад для нашей семьи было катастрофой, когда кузина-лютеранка вышла замуж за католика, то сегодня любая христианская семья рада, если дети находят себе спутника или спутницу жизни просто с христианской ориентацией! Епископ Магдебургский доктор Герхард Файге, председатель экуменической комиссии Немецкой епископской конференции, писал в последнем номере журнала церковных съездов с прицелом на 2017 год: «В целом, несмотря на часто встречающиеся обычные тенденции к саморефлексии и самоуглублению, для католических и евангелических христиан во всём мире наверняка стало бы большим облегчением, если бы можно было смотреть друг на друга больше в свете Иисуса Христа и без всякой зависти говорить о том, что мы ценим в друг друге, а может быть, чем даже восхищаемся, в чем видим особую одарённость друг друга и замечаем действие Духа Божьего. При этом наверняка стало бы заметно, сколько в евангелической Церкви католических черт, а в католической Церкви – евангелических, что мы сохранили, что заново открылось после Реформации или одна другая сторона воспринимает как обогащение для себя благодаря другой стороне.»[2] Это вселяет надежду на перспективу.
Но чтобы постичь, познать, сделать осязаемым это взаимообогащение или извлечь креативную силу из конфессиональных различий, в 2017 году нужны знаки и символы. Как насчёт совместных экуменических паломнических маршрутов? Паломничество не ориентируется назад, а всегда ведёт вперёд! Совет ЕЦГ (Евангелической Церкви в Германии) мог бы совершать паломничества по экуменическим тропам вместе с Немецкой епископской конференцией, в этом могли бы принимать участие и приходы на местах. 29 марта в интернете по всему миру сообщили, где в течение часа будет потушен весь свет, чтобы привлечь внимание к изменению климата. Мы так же могли бы обмениваться в интернете информацией о том, кто, где и с кем идёт в паломничество и какой экуменический опыт мы при этом приобретаем! Но прежде всего: у нас есть шанс придать юбилею Реформации чёткое экуменическое измерение. Мужества придаёт нам призыв известных римо-католических мирян «Экуменизм сейчас», прозвучавший в 2012 году. Одно ясно, как Божий день: при всех различиях и при том, что у каждого свой профиль, в нас больше объединяющего, нежели разделяющего. И ещё: в секуляризованном светском обществе совместное свидетельство веры со стороны христиан имеет большой вес. Чем сильнее будут наши совместные выступления, тем скорее нас услышат. К тому же: в XX веке Церкви Европы получили урок: та христианская Церковь, которую мы исповедуем каждое воскресенье, произнося Апостольский Символ веры, одна. Святая христианская Церковь. Это Церковь, в которую мы верим, которая дана в Иисусе Христе. Эта Церковь проявляет себя во многих Церквях по всему миру. В многообразии контекстов и деноминаций находится она – UnaSancta, единая святая христианская Церковь. Каждая Церковь – это лишь одна провинция мирового христианства (Э. Ланге). Уже есть Церкви, которые полностью избавились от догматических различий европейских Церквей-матерей. Возьмём, к примеру, Церковь евангелиста Симона Кимбангу в Заире, одну из крупнейших Церквей Африки. Она, кстати, пока ещё сохраняет членство в Экуменическом Союзе церквей. Существуют оценки, по которым почти половина всех христиан в мире уже не относят себя к одной из традиционных конфессиональных Церквей – римо-католической, реформационной или православной, а причисляют себя к одному из крупных свободных христианских течений в сфере пятидесятничества. Ввиду этого традиционные Церкви уже просто обязаны вступить друг с другом в диалог по теологическим вопросам, подчеркнуть и укрепить то, что нас объединяет. ► Год 2017 будет юбилеем Реформации в экуменическом измерении. Это нечто новое, и это причина для праздника.
3. Диалог религий 2017-й – это первый памятный юбилей после Холокоста. То, что христиане не защитили евреев во время национал-социализма, стало началом истории учебного процесса. К сожалению, Мартин Лютер тоже может быть отпугивающим примером христианского антисемитизма. В его памфлете «Иисус Христос родился евреем», опубликованном в 1523 году, обнаруживаются взгляды, примечательные для того времени. Реформатор решительно отвергает стереотипные обвинения в адрес евреев, в том числе обвинения в ростовщичестве. Это всё, как он пишет, «лживые дела». Гораздо важнее чёрствое поведение христиан, которое до сих пор удерживает евреев от обращения, и Лютер относится к этому с пониманием. «Мы обращались с ними как с собаками», – пишет он и подчёркивает, что на их месте он бы тоже «скорее стал свиньёй, чем христианином». После этого памфлета Лютера в еврейских кругах появилась надежда на новое начало во взаимоотношениях евреев и христиан. Но двадцать лет спустя, в 1543 году, опубликован лютеровский текст совершенно иного звучания. Уже само название «О евреях и их лжи» говорит о том, что речь идёт о пасквиле. В нём Лютер предлагает властям «подпустить огня» в еврейские синагоги и школы, «разрушить» их дома, а самих евреев «как цыган, загнать в хлев». К тому же у них нужно отнять все молитвенные книги, в которых проповедуется «идолопоклонство», а раввинам запретить их служение. Ужасно. Невыносимо. Эти непостижимые высказывания нельзя объяснить ничем: ни тем, что якобы евреи не поддержали Церковь во время Реформации, их нельзя оправдать «духом времени». Они отбрасывают мрачную тень на него и на Реформацию, и повели Церковь его имени по ужасному ложному пути. Пасквиль 1543 года служит оправданию дискриминации, отторжения и убийства. Во времена национал-социализма памфлет Лютера часто переиздавали, например, под заголовком «Мартин Лютер и евреи – прочь!» За исключением отдельных личностей, евангелическая Церковь во время национал-социализма спасовала, потому что она не защитила людей, исповедовавших иудейскую веру, она не нашла в себе сил решительно выступить против Холокоста. Только после 1945 года она начала покидать фатальную дорогу антисемитизма. Нужно было заново открыть в еврейско-христианском диалоге слова апостола Павла, который пишет об отношении христиан к евреям: «... вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя...» (Рим. 11,18). Это был долгий и мучительный процесс познания для евангелической Церкви. Сегодня евангелическим христианам Германии ясно: тот, кто нападает на евреев, нападает на нас. Сами реформаторы сказали, что Церковь должна постоянно реформироваться, и это решающий момент, верность которого подтверждается в процессе познания. Это же верно и в отношении мусульман. Лютер обрушивался на турок с угрозами, а сегодня мы живём в одной стране. В то же время христиане по всему миру остаются наиболее преследуемым религиозным сообществом. Мы нуждаемся в диалоге, и он должен быть теологически обоснован. ► Юбилей Реформации в 2017 году ясно демонстрирует, что диалог религий является желанием протестантизма. Эту историю извлечения опыта и учёбы на своих ошибках стоит отметить празднично.
4. Доктрины – способность веры говорить в эпоху секуляризации В 2017-м мы будем отмечать юбилей Реформации во времена секуляризации. При этом четыре «доктрины», четыре «sоlа» могут помочь в концентрации и в распространении веры. Секуляризация осложняет объяснение того, что означает вера. Многие люди отвернулись от неё, в стране-родине Реформации наблюдается значительная утрата веры и традиций. У многих людей больше нет никакой связи с религией. Церкви Реформации должны активно принять этот вызов. Ведь они сами развились на основе духовной жизни и библейских размышлений. Монастырский опыт Лютера был для него столь же важен, как и его библейские штудии. Цвингли начал проповедовать лишь в 1518 году, после того, как провёл некоторое время в монастыре в Цюрихе. При этом важно найти такой язык, который сможет адекватно распространять веру в нынешнее время, так же, как это удалось Лютеру и Цвингли. Перевод всей Библии на немецкий язык, богослужение на языке народа, сочинения на немецком языке были для Лютера важнейшим средством, чтобы помочь людям самим рассказывать о своей вере. При этом «заглянуть в рот народу» вовсе не означало слепого повторения и подражания ему. Спорным остаётся вопрос о количестве доктрин и о том, когда они возникли в этой комбинации: концентрация помогала передавать основы веры. Solus Christus (только Христос) – единственно лишь Иисус Христос является решающим звеном. Он – а не Церковь – является авторитетом для верующих. Sola gratia (только благодатью) – одна лишь милость Господа оправдывает твою жизнь и дарует спасение, а не то, что ты исполняешь или чего достигаешь. Sola scriptura (только Писанием) – только Священное Писание, Библия является основой веры, а не догмы или учения Церкви. Sola fide (только верой) – только вера важна, а не то, что ты делаешь или создаешь, или что у тебя не получается в жизни.
► В секулярное, светское время для Церквей очень важно подкрепить свою связь с таким наследием Реформации, как сила слова, чтобы нести веру. Там, где это получится, будет повод для праздника.
5. Женщины Это первый юбилей, когда большинство евангелических Церквей во всём мире признают ординацию женщин и женщин в должности епископа. Мартину Лютеру становилось всё яснее: Крещение – это центральное событие и Таинство. В Крещении Господь даёт человеку милость, любовь, благоволение, смысл жизни. И никакие поражения, никакие жизненные ошибки не могут его отменить. Если мы вернёмся к Крещению, нам не нужно будет больше покаяния и Таинства исповеди. Мы уже искупили грех, мы давно уже дети Божьи. „Baptizatussит“– я крещён. В самые тяжёлые часы жизни Мартин Лютер повторял эти слова и находил в них опору. И: каждый, кто вышел из Крещения, является священником, епископом, Папой, разъяснял Лютер. Отсюда развилось уважение Лютера по отношению к женщинам. Они получили Таинство Крещения и поэтому стоят на одной ступени с мужчинами. Для его времени это была невероятная позиция! Женщины считались нечистыми, если не были девственницами, кругом свирепствовала охота на ведьм – по отношению к которой Лютер, к сожалению, не смог занять решительную дистанцию. Лишь после долгих дебатов было вообще признано, что женщинам тоже дана бессмертная душа. В те времена заявить: мы крещеные и поэтому равны перед Богом – означало теологический прорыв и одновременно общественную революцию. Спустя столетия из этого понимания Крещения развилось убеждение, что женщины действительно могут занимать любой пост в Церкви, принимать любую церковную должность. Для меня важно показать теологическую подоплёку этого убеждения, особенно сейчас, когда другие Церкви ставят под сомнение вопрос о женском священстве и епископстве.
Жизнь в целибате, в безбрачии считалась одобренной Господом дорогой практически прямо в небеса. Многие реформаторы своей женитьбой показали пример, что и жизнь в семье, наполненная сексуальностью, жизнь с детьми – это тоже благословленная Богом жизнь. Публичные свадьбы священников, монахов и монахинь, до этого живших в безбрачии, были теологическим сигналом. Женщина-теолог Уте Гаузе поясняет, что это была символическая акция, которая «хотела совершить нечто элементарное для Реформации: поворот лицом к мирскому и демонстративную чувственность новой веры.“[3] Ну, евангелических христиан нашей страны упрекают, скорее, в том, что они менее чувственны, чем римо-католики или православные. Однако реформаторы как раз и хотели продемонстрировать: мирская жизнь ничуть не менее ценна, чем жизнь во священстве или в монастыре. Главное – жить по вере – в каждодневной мирской жизни. У этого действия много выводов и следствий. Например, в первых церковных уложениях реформаторов повитухи были повышены до статуса церковных служительниц. Женщина, которая родила, более не рассматривается как нечистая, напротив, нужно окружить её заботой и уходом. При этом, кстати говоря, Лютер мог быть чрезвычайно современным. Я имею в виду мысль, что, например, настоящий мужчина выставляет себя на посмешище, если стирает пелёнки. Давайте послушаем из первых уст, что об этом думает Мартин Лютер: „Если муж пойдёт и постирает пеленки или другую презренную работу по детям выполнит, и каждый его высмеет за это и назовёт ослом и приспешником женщин, хотя он это исполняет в ... христианской вере; дорогой, скажи, кто тут над кем смеется? Бог смеется со всеми своими ангелами и творениями, не потому что тот стирает пеленки, а потому что он делает это с верой. А тех насмешников, которые замечают только действие, а не видят веры, Господь высмеивает со всеми своими творениями как величайших дураков, каких только есть на земле; да, они высмеивают сами себя и это они – дьявольские шуты с их умничаньем,“[4] Это означает: Неважно, что болтают злые языки. Важно, что я сам знаю, кто я такой, что я живу своей жизнью перед Богом и в доверии к Богу и тем отчитываюсь о состоянии той надежды, которая есть во мне. И ещё: задача воспитания детей – это часть Божьего творения, это часть существования мужчины и женщины. Или: «В том, как оба обращаются друг с другом в исполнении повседневных задач, проявляется то, как они верят и что исповедуют.1'[5] ► В юбилейный 2017 год становится ясно: отличительным признаком евангелической Церкви является то, что женщины могут занимать все должности на основании теологического убеждения. Сегодня это стало чуть ли не основной приметой евангелической Церкви. Разве это не причина для праздника?!
6. Преодоление раскола Юбилей Реформации 2017 года – первый после Лейенбергского Конкордата 1973 года. Само движение Реформации раскололось, в протестантизме то и дело возникают отдельные течения, как недавно в споре лютеранских церквей США по вопросу гомосексуальности. В Европе тот Лейенбергский Конкордат 1973 года послужил мощным сигналом, что подобный раскол может быть преодолён, и показал, какими средствами этого достичь. Несмотря на все различия, реформаты, лютеране и униаты смогли на основе этого конкордата признать друг в друге Церкви, достичь согласия по вопросу о службах и вместе праздновать Причастие. И пусть это сообщество Церквей разного признания кое-где уничижительно названо «экуменизмом-минималкой», а кардинал Каспер заявил, что римо-католическая и православная Церкви не могут последовать этой модели – это живая модель и реальная возможность преодолеть раскол. То, что нас различает, не должно разъединять нас.
Был преодолен раскол и с англиканской Церковью, было заново обретено сообщество через евхаристическое общение с методистами, после того как в 2010 году было сделано лютеранское признание вины перед меннонитами как наследниками движения анабаптистов или перекрещенцев. Все они собрались вместе на конгрессе Швейцарского Евангелического союза и Евангелической Церкви в Германии в Цюрихе в октябре 2013 года и смогли сказать: это наш совместный юбилей. ► юбилей Реформации 2017 года может подчеркнуть значение Лейенбергского Конкордата как живой модели преодоления раскола, как были преодолены другие расколы. И это, действительно, повод для праздника.
7. Образование Юбилей Реформации 2017 – это первый юбилей, который мы отмечаем в эпоху, когда историко-критический метод толкования Библии получил самое широкое признание. Оставляя позади себя представления средневековья, Мартин Лютер в понимании «свободы христианина» исходил из того, что каждая женщина и каждый мужчина может самостоятельно исповедовать веру в триединого Бога и с полным пониманием подтвердить исповедание веры в Иисуса Христа. Предпосылкой для зрелой веры, по Лютеру, является способность любого мужчины или женщины самому прочитать Библию и быть настолько образованным, чтобы не только знать наизусть «Малый катехизис» и Символ веры для повседневного использования, но и быть в состоянии передать его дальше, т.е. быть в состоянии рассказать о своей вере. Основа этого – всеобщее образование, доступное для всех, а не только для тех, кто мог это себе позволить или получал шанс на образование после вступления в монашеский или иной орден. Образовательная справедливость и возможность участия в образовании – Мартин Лютер был первым, кто публично озвучил эти тезисы и решительно выступал в их защиту. У него были для этого теологические причины. Вера для него была именно образованной верой, т.е. верой не в силу условностей или какого-то духовного опыта, а вера в силу согласия с посланием Евангелия, несущим освобождение. В его собственной биографии мы находим глубокое обоснование того, что вера – это всегда образованная вера. Он сам пришёл к пониманию освободительной природы оправдания благодаря интенсивному теологическому изучению Библии, а также работ св. Августина. Вера для Лютера всегда основана на индивидуальной ответственности. Каждый отдельно взятый христианин должен отвечать перед Богом, и каждый по отдельности получает любовь Бога. Церковь есть сообщество крещёных, но не спасительная посредница для каждого в отдельности. Вера как нечто подкрепленное образованием и под личную ответственность – это существенный теологический мотив в пользу того, что Лютер решительно выступал за общественное образование, т.е. за то, чтобы у всех граждан (мужчин и женщин) был доступ к получению образования. Именно Лютеру мы обязаны появлением в Германии начальных народных школ, «школ для всех» – интересно, но по своей теологической сути весьма последовательно то, что он, разумеется, выступал и за доступность образования для девочек. Такая основная задача, как образование, была в послужном списке практически у всех реформаторов: Меланхтон был страстным учителем, его даже прозвали «учитель немцев» за его усилия в деле реформы университетов. Мартина Буцера уважают как учителя Церкви и лютеране, и реформаты. Ульрих Цвингли изучал греческий язык, чтобы прочитать Новый Завет в первоначальном его варианте, отредактированном Эразмом Роттердамским. У него самого было необычно много книг для того времени – около сотни – а в 1510 году он основал в своём приходе в Гларусе школу латыни. И наконец, стоит вспомнить Колледж Женевы, основанный Иоганном Кальвином, который принёс движение реформированного образования во многие регионы Европы!
Это до сих пор остаётся замыслом Реформации: мыслить, рефлексировать, обдумывать, понимать, иметь право на вопрос. Но вместо этого очень часто религии ложно приписывают модель поведения: не спрашивать, а просто верить! Фундаментализму – будь то его иудейская, христианская, исламская или индуистская модификация – никогда не нравились ни образование, ни просвещение. Основное послание Реформации прямо противоположно любой форме фундаментализма: думай сам! Ты уже свободен, потому что Господь даровал тебе жизнь. Твоя совесть не подчиняется никому и не зависит от догматики, религиозных установок или инстанций веры. Возможно, один из важнейших вкладов Реформации в том и состоит, что тут важна образованная вера, такая вера, которая хочет понять, которой позволено переспрашивать, в том числе и касательно главной Книги христианской веры, Библии. Эта вера базируется не только на смирении, на условностях или каких-то мистических переживаниях – тут постоянно присутствует личная борьба за свою собственную веру. Сегодня мы можем сказать, что чтение Библии на данной основе означает и возможность задуматься о происхождении библейских книг, заняться их историко-критическим толкованием. Недавно мне написал один студент, после того, как во время телевизионной проповеди в Виттенберге я сказала, что нам точно неизвестно, кто написал Послание к Ефесянам. Студент писал, что он мог бы мне помочь, это же очень просто, в конце Послания просто указано имя: Павел. ► В рамках юбилея Реформации 2017 должно быть понятно: Церкви Реформации ищут образованной веры, а это включает возможность историко-критического прочтения библейского текста. Этот образовательный импульс Реформации может стать поводом для праздника сегодня.
8. Свобода 2017-й – это первый юбилей Реформации, когда не только в Германии, но и в большинстве государств мира существует чёткое разделение Церкви и государства, ясно заявлено о признании конституции и прав человека. Лютеровское понятие свободы привело в своём дальнейшем развитии к некоторой свободе. «Свобода, равенство и братство», ключевые слова Французской революции, коренятся в мысли о свободе человека-христианина, хотя Просвещению и пришлось справляться с сопротивлением Церкви как учреждения. Вопрос в том, достаточно ли христиане осознают своё наследство, чтобы энергично вступиться за свободу – за собственную, но также и за свободу другого человека. Прежде всего, речь о той свободе, которую дарит нам Христос. Но следствием её всегда становится свобода совести, вероисповедания и свобода мнений. Сегодня мы рассматриваем как центральное достижение Реформации то, что вера и разум остались рядом друг с другом и расчистили путь к Просвещению, хотя Церкви долгое время ему сопротивлялись. Сегодня мы считаем: то, что государство и религия отдельны друг от друга, хорошо – причём для обеих сторон! «Божье государство» или «Диктатура религии» ни в коей мере не способствуют свободе. Слава Богу, мы живём в свободном обществе, где люди могут быть членами религиозного сообщества, а могут и не быть. Это соответствует понятию «свободы христианина». У этого есть и политические выводы. Был извлечён урок из печального опыта, когда Церковь спасовала, поддалась соблазну во время национал-социализма – церковь должна прибегать к свободному слову там, где ногами попираются права человека. Такой же опыт есть у Церкви ГДР и во всём мире: в Южной Африке, в Аргентине или, например, в Иране. ► Юбилей Реформации в 2017 году должен продемонстрировать политическую сторону понятия свободы в Реформации. То, что мы так ясно и чётко это открыли, нужно отпраздновать.
9. Оправдание В 2017 году мы празднуем юбилей Реформации в меритократическом обществе, в обществе, нацеленном на достижение успеха. Если сегодня задать людям в лоб вопрос Лютера о милостивом Боге, многие его сразу не поймут. Но их занимает вопрос о смысле жизни. Что, если я не выдержу этой гонки, если у меня не будет работы, если я буду недостаточно много зарабатывать, недостаточно хорошо выглядеть? Лютер нашёл подтверждение жизни: Бог давно уже дал тебе смысл, в независимости от того, чего ты способен достичь. Теперь его нужно переложить на наше время. Лютер открыл, что то, что люди считают своими достижениями, не позволяет притязать на милость Божью. Бог склоняется к человеку из милости. Что это означает, мы можем понять благодаря речевому обороту «милосердие прежде права». Человек, осуждённый по праву и по закону, тем не менее, может надеяться на милосердие или помилование. Вот это нам сегодня хорошо понятно. Для Мартина Лютера решающим открытием было то, что через Иисуса Христа эта милость становится доступна всем, кто верит в Него. Как раз когда человек понимает, что сам он не в состоянии вести совершенную жизнь в полном соответствии с Божьими заповедями, он может полностью довериться Иисусу Христу. Это также означает, что там, где право и закон судят и осуждают то, что человек делает, говорит, думает – Господь не судит. Это знание Лютер назвал: оправдание верой. Для него такой человек оправдан. Следствием этого является познание свободы, освобождение от страха перед адом и проклятием. И уже на основе этой достигнутой свободы человек будет делать то, что может, чтобы жить так, как повелевают Божьи заповеди, при этом зная, что он всегда может потерпеть поражение. Что это может означать для нас сегодняшних, ведь вряд ли нас гложет страх перед преисподней, мы боимся разве что ада на земле? Возможно, приблизиться к смыслу этого можно через понятие любви. Многим людям позволено испытать, что это значит – быть любимым. Восхитительное знание. Тебя любят несмотря на твои слабости, несмотря на ошибки, которые ты совершаешь. Недавно одна молодая женщина сказала, сияя: «Я даже ожидать не могла, что он вообще на меня посмотрит». Это сияние любимости, казалось бы, беспричинное, однако совершенно обоснованное, вызывающее доверие, заставляет улыбнуться любого, кто становится его свидетелем. Это любовь! Мы не понимаем, как, но она поднимает и несёт нас, делает нас счастливыми. Потрясающий опыт любви может изменить всю нашу жизнь. Внезапно ты и вся твоя жизнь предстают в совершенно новом свете. В жизни появляется смысл, потому что твоя любовь обратилась к тебе.
Второе понятие, с помощью которого можно истолковать опыт Лютера – это признание. Господь признаёт человека вне зависимости от его достижений. Каждому известно, насколько в нашей жизни важно признание. Чувствовать респект и уважение со стороны окружающих – это потребность. В молодёжной культуре, в молодёжном сленге слово «респект» – весомое понятие. Быть признанным, хотя я ничего не сделал для этого признания и получаю его незаслуженно – это редкий случай меж людьми. Там, где это случается, возникает глубокая связь. И если человек получает признание от Бога, если в его адрес произносится слово этого признания, то это может привести к ошеломительному знанию: меня признают, даже если я этого не заслужил. Просто так. Даром. Говоря теологическим языком: из милости. «Бог тебя замечает, поэтому ты заметная личность» – вот таким образом можно это описать сегодня. Ответом человека станет его доверие Богу, его вера. У всех попыток сближения с лютеровским учением об оправдании есть нечто общее: человека меряют не по тому, что он представляет внешне или как себя ставит, а просто Бог его любит, признаёт, удостаивает милости совершенно независимо от уровня образованности, доходов, заметности. Божья помощь не зависит от того, что человек делает или думает. Мартин Лютер воспринимал это как что-то очень освобождающее. И мы, сегодняшние, можем постичь этот опыт освобождения, именно в обществе, где человека измеряют по его достижениям. Перед лицом Господа неважно, что видят остальные. Важна личность человека, а не то, может человек что-то или не может. ► Юбилей Реформации 2017 года сможет точно сформулировать вызовы для меритократического общества, общества успеха и достижений. Там, где это получится, будет что отпраздновать.
10. Глобализация В 2017 году мы впервые будем праздновать юбилей Реформации в глобальной перспективе. Мы живём в мире глобализации. Но так было и в XVI веке. При внимательном рассмотрении документов Вормсского рейхстага 1521 года[6] становится ясно, что выступление Лютера было, конечно, значительной темой, но, тем не менее, лишь одной из множества других тем. Император Карл V стремился к проведению реформы Рейха. Белград был завоёван султаном Сулейманом I – поэтому важной темой была так называемая «турецкая угроза». Решающим моментом виделось сохранение господства в Испании – в том числе и ввиду колоний. В королевстве Валенсии появились социально-революционные движения. Внимание было обращено и на Великобританию, Францию и Италию.
Так что мы видим, что, несмотря на европейскую экспансию, прежде всего через иберийские общества, у самого Лютера была довольно ограниченная картина мира. Хайнц Шиллинг так пишет в его новой биографии: «Картина мира этого реформатора до самой его смерти [оставалась] континентальной и странным образом нетронутой Новым Светом"[7]. И всё же Реформация стала европейским событием, которое быстро приобрело международный масштаб. ► На юбилей Реформации в 2017 году нужно смотреть в глобальной перспективе. Этот новый, широко открытый миру взгляд мы и можем отпраздновать. Вот каковы десять доводов и указаний на то, какие акценты может расставить юбилей Реформации, какие темы выдвинуть на первый план перед лицом Церкви и общества. И это воззвание и просьба о том, чтобы совершенно чётко и с уверенностью заявить: о да, в 2017 году у нас есть причина для праздника!
(Перевод Светланы Колбанёвой)
[1] ср.: Викарный епископ критикует торговлю индульгенциями во времена Лютера - Яшке: Католики признают тезисы Лютера, в: ерd центральное издание 212/31.10.2008, стр.11 и далее. [2] Доктор Герхард Файге, Экуменическое обогащение, в: Съезд церкви. Журнал, 01/2014, стр. 16f стр. 16. [3] Уте Гаузе, лекция при вступлении в должность, неопубликованная рукопись, стр. 2. [4] ЕL_ WА 10, 296f. (Шарффенорт. S. 219) [5] Герта Шарффенорт, Друзья во Христе, в: „Стать друзьями во Христе...", изд. Герта Шарффенорт и Клаус Треде, Гельнхаузен 1977, стр. 183ff.; стр. 220. [6] ср. Вормсский рейхстаг 1521 года, изд. Фриц Рейтер, Вормс 1971. [7] Хайнц Шиллинг, Мартин Лютер, Мюнхен 2012, стр. 26. |
Поиск по разделу |