|
ЕЛЦ
/ Истории веры
/ Стефан великомученик
Стефан великомученикCтефан первомученик – муж, "исполненный веры и Духа Святого", первый диакон. Так упоминается о нем в Деяниях святых Апостолов: "Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе" (Деян 6:8). И многие, вступавшие с ним в спор, не могли противостоять Святому Духу, которым он говорил. В то время иудейское общество испытывало сильное влияние греческой культуры, повлекшее появление в Иерусалимской церкви группы эллинистов – иудеев, языком общения которых был, в основном, греческий язык. Стефан принадлежал именно к этой группе иудеев. Само имя Стефанос греческое, означает "венец". В Библии говорится, что двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: "Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах" и предложили выбрать семерых мужей, "исполненных Святого Духа и мудрости" (Деян 6:2-3), для управления хозяйственными делами, так как над вдовами эллинистов нависла опасность оказаться обделенными иудеями, говорившими на арамейском языке. Это предложение оказалось угодным всему собранию, и апостолы, возложив на избранных руки, посвятили Стефана с шестью другими учениками в диаконы (от греч. "помощник, служитель"). Сами же апостолы постоянно пребывали в молитве и служении слова. "Возложение рук" – древний иудейский ритуал, выражающий передачу полномочий и наделение властью. Он был широко распространен в церковной практике во времена евангелиста Луки. (1 Тим 4:14, 2 Тим 1:6). Стефан успешно благовествовал в Иерусалиме, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами, что вызвало нена-висть со стороны ревнителей закона Моисея – "некоторых из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторых из Киликии и Асии, вступивших в спор со Стефаном" (Деян 6:9). Поскольку противники Стефана были бессильны перед "мудростью и Духом", они решили прибегнуть к помощи лжесвидетелей, которые обвинили Стефана в хуле на Моисея и на Бога. История повторилась. Нечто подобное уже звучало в суде над Иисусом (Марк 14:58). Обвинения строились на отношении к храму и закону. "Иисус Назорей разрушит место сие (Иерусалимский храм) и переменит обычаи, которые передал нам Моисей"(Деян 6:14). "И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион"(Деян 6:12). В свою защиту Стефан излагает на судилище историю еврейского народа, показывая на конкретных примерах, как иудеи противились Богу и убивали посланных им пророков. Стефан напоминет об истории Израиля до Моисея, главным образом, об истории Авраама и Иосифа, а также проводит мысль о том, что "Всевышний не в рукотворенных храмах живет" (Деян 7:48). Он обращается к своим мучителям со словами: "Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому как отцы ваши, так и вы…" (Деян 7:51). Стефан завершает свою речь следующим грозным обвинением – за нарушение духа иудаизма надо представить на суд не его, а его слушателей. Члены синедриона все более приходили в ярость, "слушая сие, они рвались сердцами своими, и скрежетали на него зубами" (Деян.7:54). Примечательно, что с самого начала допроса произошло удивительное преображение обвиняемого "и все сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо ангела" (Деян.6:15). Внезапно Стефана посетило видение – над ним раскрылось небо и он воскликнул: "Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога" (Деян.7:56). Накал страстей достиг своего апогея. "Закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла. И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! Приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! Не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил" (Деян.7:57-60). Трагическая кончина праведника, молившегося за своих убийц, произвела на многих сильное впечатление и особенно на юношу Савла, который впоследствии вспоминал с сожалением и горьким для своей совести упреком за сочувствие убийцам святого Стефана. В скором времени Савл, впоследствии знаменитый Павел, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и снискал себе славу одного из самых успешных проповедников Евангелия. Тело Стефана "погребли мужи благоговейные и сделали великий плач по нем" (Деян 8:2). Стефан стал первым мучеником за Христа. По преданию, это произошло в 34 году после Р.Х. Вскоре в Иерусалиме начались преследования христиан, от которых они вынуждены были бежать в разные уголки земли. Таким образом, христианская вера распространялась в разных частях Римской империи. Кровь великомученика не пролилась даром. Имя Стефана стало почитаемым как на Востоке, так и на Западе. Во Франции насчитывается до семидесяти местностей, а в Польше - восемьдесят одно поселение, названия которых созвучно с его именем. Григорий Нисский в своем похвальном слове Стефану говорит: "Мы один праздник совершаем вслед за другим… Вчера Христос облекся в человеческую плоть ради нас людей, а сегодня Стефан оставил землю ради Христа". Виктор Мирошниченко, пастор ЕЛЦ Грузии
ЕЛЦ
/ Истории веры
/ Стефан великомученик
|