|
ЕЛЦ
/ Истории веры
/ Поминайте наставников ваших
Поминайте наставников вашихКровь мучеников – семя Церкви. Тертуллиан
В десятилетия, последовавшие за Октябрьской революцией, лютеране, как и христиане всех конфессий в Советском Союзе, подвергались все возраставшим репрессиям, доходившим до открытого преследования. В истории после периодов жестокого угнетения христиане всегда собирали имена тех, кто как свидетели Господа нашего Иисуса Христа должны были страдать за свою веру, жертвуя даже жизнью. Мы почитаем мучеников за веру, благодаря Бога за их жизнь и подвиг. Их верность укрепляет нашу веру, мученики становятся образцами для нас. В "Санкт-Петербургском мартирологе", вышедшем из печати под редакцией проф. о. Владимира Сорокина, лютеранский список содержит краткие биографии примерно 70 священнослужителей и 300 мирян. Мы знаем, что они пострадали, а иные погибли за веру, хотя формально были осуждены как немецкие или финские "шпионы", за "антисоветскую агитацию" или "контрреволюционные идеи". Сталинская карательная система не применяла церковных статей, ведь государство лицемерно декларировало “свободу совести”. В условиях жесточайшего сталинского террора немногие отваживались на публичные выступления в защиту веры и гонимой церкви. Их стойкость проявлялась главным образом в верности своей общине, в отправлении богослужения и неявной поддержке сестер и братьев по вере. В этом отношении особенно выделяются два ленинградских пастора: Гельмут Ганзен (1892-1937), служивший в Петрикирхе в 1924-1929 гг., и Курт Мусс (1896-1937), окормлявший общину Христа Спасителя в церкви св. Михаила в 1926 -1929 гг. Оба пастора были очень дружны и активно занимались детской и молодежной работой. Пастор Ганзен создал в Петрикирхе 20 детских библейских кружков, где занятия под его руководством проводили молодые члены общины. Он основал для молодежи Югендбунд, занимавшийся диаконической и миссионерской работой. В своих проповедях пастор Ганзен выступал бескомпромиссным противником становящейся все более агрессивной антирелигиозной политики властей. Пастор Мусс тоже организовал в своей общине целый ряд детских и молодежных кружков, библейских групп. Проводились совместные поездки за город, устраивались христианские лагеря. Пастор Мусс укреплял своих подопечных в вере. В одной из проповедей он говорил: "Часы Божии не остановились, а продолжают идти. Мы приходим, видим, как оскверняются храмы, и в страхе слышим разговор о том, что через пять лет вовсе не будет храмов, но напрасно. Все эти гонения укрепляют сердца в вере, и вместо разрушенных храмов Бог создает себе храмы в сердцах людей".1 По инициативе пастора К. Мусса для конфирмантов 1929 г. были изготовлены значки с буквами: "BДГЕ" (Верен до гроба Ему). Активное детское и молодежное служение пасторов Г. Ганзена и К. Мусса не остановил и Закон о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 г., среди прочего строжайше запрещавший религиозно-воспитательную работу. 17 декабря 1929 года Г. Ганзен и К. Мусс были арестованы. К делу были привлечены восемьдесят шесть членов лютеранских общин, участвовавших в религиозно-просветительской работе с детьми и молодежью. Семьдесят два из них были осуждены. Пасторы Г. Ганзен и К. Мусс получили "за антисоветскую пропаганду и агитацию" по 10 лет лагерей и отбывали заключение в Карелии и на Кольском полуострове. В 1937 г. они были расстреляны. Вслед за уже ушедшими старыми членами общины св. Петра, учившимися у Г. Ганзена и К. Мусса, мы повторяем: "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр 13:7). Тамара Н. Таценко, уполномоченная по женской работе ЕЛЦ
(Источник: журнал «Der Bote/Вестник» 3/2006) 1 М. Шкаровский, Н. Черепенина. “История Евангелическо-Лютеранской Церкви на Северо-западе России 1917-1945”. СПб., 2004, с. 132
ЕЛЦ
/ Истории веры
/ Поминайте наставников ваших
|