|
ЕЛЦ
/ Истории веры
/ 'Лишь в действии – свобода'
'Лишь в действии – свобода'К 60-летию со дня смерти Дитриха Бонхёффера: Согласно артикулу 21 Аугсбургского Вероисповедания святой – это не тот, кого следует призывать или искать у него помощи, но это человек, которого мы вспоминаем, чтобы на его примере учиться вере и делам. Исходя из этого, Дитрих Бонхёффер (1906-1945) является для нашей Евангелической церкви святым. Увлеченный теолог, закончив учебу в Тюбингене и Берлине и получив ученую степень, он имел перспективы для блестящей карьеры. Вначале он был пастором студенческой общины в Берлине. Частые поездки за границу и полученный там опыт экуменического общения накладывали отпечаток на его теологическую работу. Вскоре после прихода Гитлера к власти Бонхёффер понимает, что больше не сможет открыто выступать против нацистского режима в Евангелической церкви. Поэтому в 1933 году он становится пастором немецкой общины в Лондоне. Полтора года в Лондоне были единственным периодом в его жизни, когда Бонхёффер в полной мере практиковал пасторское служение. Бонхёффер регулярно посещал своих прихожан, несмотря на то, что передвижение по Лондону отнимало много времени. Он организовал детское богослужение. Церковный хор под его руководством усовершенствовал свое мастерство, свидетельством чему стало исполнение Немецкого реквиема Йоханнеса Брамса. Но происходящее в Германии не переставало волновать его ни на секунду. Почти ежедневно он общался по телефону со своими друзьями, оставшимися там. Каждые шесть-восемь недель, всякий раз, когда он считал необходимым вмешаться, Бонхёффер летел в Берлин, чтобы помочь друзьям или укрепить их в намерении продолжать борьбу. Тем временем в Немецкой евангелической церкви сформировалась оппозиция образованной Гитлером "Имперской церкви". В разгар борьбы между Церквями был созван Синод в Бармене (29-31 мая 1934 года), в котором приняли участие сто тридцать девять представителей из восемнадцати лютеранских, униатских и реформатских церквей Германии. Это привело к образованию второй Евангелической церкви в Германии с названием "Исповедующая церковь". После этих событий в 1934 году Бонхёффер вернулся в Германию. Он принял должность директора Семинарии проповедников в Финкельвальде в Померании. Его возвращение стало следствием давно осознанной ответственности за церковную и политическую жизнь Германии. Уже в 1933 году он одним из первых открыто предостерегал от национал-социалистической диктатуры и предвидел опасность, угрожающую евреям. Когда в 1938 году политическая ситуация обострилась, Бонхёффер окончательно пришел к убеждению, что свободу можно снова обрести только через "свободное действие". Эта идея отчетливо прослеживается в его стихотворении: "Творить и отважиться не на всякое дело, но на правое… не в потоке мыслей, но лишь в действии свобода". При содействии своего шурина Ханса Донэни он вступил в контакт с группой сопротивления, собравшейся вокруг адмирала Канариса. Здесь он встретил людей, которые не были связаны с религией, но осознавали ответственность и рисковали жизнью ради справедливости. В 1943 году он был арестован вместе с другими участниками сопротивления и заключен в военную тюрьму Тегель. После неудачного покушения на Гитлера 20 июля 1944 года условия его содержания были ужесточены. Дитрих Бонхёффер был казнен по приказу Гитлера 9 апреля 1945 года. Свое последнее послание он направил своему другу, президенту Экуменического совета, епископу Джорджу Беллу фон Чичестеру: "Для меня это конец, но также и начало. С ним я верю в принцип универсального христианского сообщества, которое больше, чем все национальные интересы!" Позже сокамерник Дитриха Бонхффёра, проф. Латмераль, говорил о нем: "У него была такая крепкая надежда на то, что Бог все возвратит, все исполнит через Христа, что ничто не будет утеряно". Дитрих Бонхеффер во время заключения посвятил себя теологии. Он смог рассказать о своем месте и своих действиях в кругах сопротивления, передавая тайные письма своему другу Эберхарду Бетге, ставшему позже его биографом. Ханс-Герман Ахенбах, пробст
(Источник: журнал «Der Bote/Вестник» 1/2006)
ЕЛЦ
/ Истории веры
/ 'Лишь в действии – свобода'
|