Епископ Харалд Калнинь
Ночной диалог - встреча Никодима с Иисусом
Размышления о триединстве Господа
Прислушаемся к Евангелию и запечатлеем в памяти следующий эпизод, предлагаемый нашей душе в Святом Писании (Иоанн 3,1-8):
«Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: «Равви! мы знаем, что Ты - Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, которые Ты творишь, никто на может творить, если не будет с ним Бог». Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родился от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть Дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».
Троица - что она означает для тебя, меня, для нас всех? То, что нам дано познать Господа полностью и до конца. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Более ничего не надобно. Не приискивай себе еще одного, нового Бога. Нам достаточно этого троекратного откровения Божьего, явленного самим Господом. Таков ответ Иисуса Никодиму. Таков ответ всем нам.
Но и менее не должно быть. В том трагедия Никодима и всех его друзей: они стремились познать Бога, Единого Бога, не ведая, что Троица уже с ними в лице Бога Отца, Бога Сына, сидящего перед ними, и Бога Духа Святого, ожидающего времени, чтобы прославить Христа. Таковы три Божественных ипостаси: Бог Отец прославлен в Своем Сыне, а Сын прославлен в Духе Святом. В том суть Троицы. Мало пометить в церковном календаре – вот, наступает Святая Троица. О нет, мы сами должны теперь постигнуть: Бог Всемогущий, Святой, Неприступный, Истинный, Бог Вечный существует! Ибо иначе в чем смысл ветхозаветного храма и жертвенника, в чем смысл всех молитв с курением ладана и святых заветов? Зачем это все? Пусть поймут Никодим и его компания, пусть все поймут, что это доказательство и указание на то, что Бога нельзя познать в одном лице. Его должно познать в Его Сыне, на которого указывает служение в старом храме. «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его», и тогда начнется праведное служение, служение в «духе и истине». Кто признает Сына, признает и Отца. Нет пути к Отцу, минуя Сына. Трагедия Никодима и его друзей в том, что они хотели познать Бога в Его Божественном откровении, но не увидели, что Бог присутствует в этом откровении во втором Своем Лице.
«Веруйте в Меня и веруйте в Бога, Я и Отец - одно». «О, Боже», - говорят многие, полагая, что до конца
познали Бога. Нет, если ты не постиг Иисуса Христа, твоего Заступника, твоего Миротворца, Агнца Божьего, взявшего с Собой на Крест и твой грех, пролившего Свою святую кровь и за твои грехи, искупив их навеки, если ты не постиг Его, то и сердце, любящее сердце Господне будет для тебя закрыто.
Но Иисус делает еще один шаг: полное откровение Божье содержит в себе и Святой Дух. О, как чудесно Он сказал об этом: «от воды и Духа», «Дух дышит, где хочет». Мы не можем Ему приказывать, но мы можем внять Ему и следовать за Ним. Всякий, кто рожден от Бога, рожден и от Святого Духа. Рождены ли и мы? Нет, это не новое направление веры или религии. Не будь легковерным! Не все то, что носит ярлык «святой дух» воистину Святой Дух. Но что же тогда Святой Дух? «Тот, кто не свидетельствует о себе, не возвышает себя, но хочет возвеличить Меня», - говорит Иисус. Святой Дух в нашем сердце имеет только одно приложение, имя ему Иисус Христос, мой Спаситель! Он - истинный друг Жениха, для которого готовит и которому представит как невесту свою общину. И он рад всякой душе среди нас, преданной Святому Духу настолько, что славит она Иисуса, а не дары Духа.
Проходит праздник св. Троицы, но остается вопрос: верую ли я? Ищу ли я Бога и обрел ли Его? «Я шел, блуждая, - писал один поэт, - был ослеплен, искал Тебя, не находя. Я отвернулся от Тебя, искал я рукотворный свет. Но милостью Твоей увидел я Тебя!» Это и есть полное откровение - восприятие Отца, Сына и Святого Духа воедино. Это познание освящает нас. Поздравим друг друга и пообещаем разделять и отстаивать это познание. Аминь.
Источник: Вестник/Der Bote. № 3, 1993. С. 5