|
Путь страданий ради спасенияД-р теол. Эдмунд Ратц, Архиепископ
Путь страданий ради спасения
Проповедь на Страстное время была прочитана в Церковном центре св. Павла в Одессе в день Страстной пятницы. Текст для проповеди: Евангелие от Луки 23:33-49
Возлюбленные во Христе, дорогие братья и сестры!
Во время Страстного времени мы вспоминаем о пути страданий, о смерти, а затем и о воскресении Иисуса Христа. Центральное место в повествованиях евангелистов занимает описание распятия, смерти и Воскресения Христа.
Распятие на кресте являлось в Римской империи смертной казнью, которой подвергались восставшие рабы и преступники, но никогда – римские граждане.
"Даже само слово 'крест' должно оставаться как можно дальше не только от плоти римских граждан, но также от их мыслей, глаз и ушей. Потому что не только сама практика этого вида казни, но уже сам ее вид, даже простое упоминание о ней не достойны римского гражданина и свободного человека", так пишет римлянин Цицерон. И этой смертью должен был умереть Иисус.
Повествования евангелистов очень реалистичны. Мы узнаем место. Это гора Голгофа на окраине города Иерусалима. Римские солдаты совершают казнь. Они истязают Иисуса. Он должен сам нести крест до места казни, пока силы не оставляют Его. Два преступника приговорены также к смерти через распятие. Ситуация приводит в отчаяние. Было бы не удивительно, если бы Иисус проклял своих истязателей и палачей. Однако Иисус ведет себя иначе. Он молит: "Отче, прости им, ибо не знают, что делают". Иисус молится за своих врагов, Он вступается за тех, кто насмехается над ним, наносит побои, злословит, молится за тех, кто Его уничтожает физически и морально. Иисус видит своих врагов в ином свете. Он видит их как людей, которые не только злобствуют, но часто испытывают противоречивые чувства. Они могут быть слепы, их могут обольщать, и они могут испытывать чувство вины. И тем не менее они – Божьи творения. Иисус поступает так, как Он сам говорил: "…благословляйте проклинающих нас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного" (Мф 5:44-45).
Тем самым Иисус Христос открыл новую главу в истории человечества. Обычному человеку хотелось бы устранить с пути своих противников и врагов, пусть и насильственным путем. Следствие этого - войны, насилие и терроризм.
Разомкнуть дьявольский круг насилия можно лишь в том случае, если поступать подобно Христу: уповать на то, что есть другой путь – путь примирения. Да, грехи нужно искупить. Однако затем появляется возможность и необходимость нового начала. И Иисус говорит нам, почему это возможно: потому что мы – сыны Отца нашего Небесного.
У креста с Иисусом стояли знакомые и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи. Они сопровождали Иисуса в пути, и их наверняка переполняли чувства боли и отчаяния. Они видели, как прислушиваются люди, когда Он говорил и проповедовал благую весть о пришествии Царства Божьего. Слышали они и о том, как Иисус говорил о любви к врагам. Насколько это трудно в действительности, они сами испытали в ту печальную пятницу на Голгофе.
Находясь рядом с Иисусом Христом долгие дни в пути, они видели, как Он обращается к нуждающимся. И отчаявшиеся находили у него утешение. Презираемых Он не обходил стороной. Больные получали у Него помощь и исцеление. Они видели, как Иисус воскрешал мертвых.
И вот они видят, как этот человек умирает на кресте. У креста стоит множество народу.Вероятно, эти люди совсем недавно встретили Иисуса. Они бьют себя в грудь, показывая свои скорбь и бессилие. Они видят, как человек умирает ужасной смертью.
И некоторые узнают затем о воскресении Христа. Смерть и презрение не имеют последнего слова. Эта смерть дает начало новой жизни. Ради всего этого и существует крест.
Сегодня мы видим этот знак – миллионы крестов – на церквях, домах, в больницах, а в некоторых странах – и в школах, а также в наших квартирах. Повсюду он указывает нам на путь, который прошел Иисус Христос с нами и ради нас. Он призывает нас следовать Ему. Если мы Ему последуем, мы обретем наше спасение. Аминь.
Источник: "Вестник/Der Bote" 1/2006
|