Фолькер Е. Зайлер
«Не судите!»
В длинной Своей проповеди на одной из израильских гор Иисус из Назарета дал и этот важный совет. Также Он и обосновал, почему мы не должны судить: да не судимы будете. Это так просто. Перечитайте это место в вашей Библии: Матфей 7,1. Окажись кто-либо из нас судьею, он мог бы сказать: я должен судить, это моя профессия. Но многие люди поступают так, как будто они являются судьями. Но почему же? Это ведь совсем не простая вещь. Судить и оправдать - это еще, куда ни шло; но судить и осудить - это тяжело. И всегда ли притом в нашем мире это совершается справедливо?
Иисус считал, что мы вообще не должны судить и даже проклинать. Ведь поступая так, мы рискуем судить о том, чего не понимаем. Как быстро всё решают о человеке, и ломают жезл над его головой! А иногда мы просто присоединяемся к чужому приговору, вместо того, чтобы самим проверить, как все обстоит на самом деле. Это называется предубеждением.
Лично не побеседовав с человеком, мы не должны его проклинать. Часто пусть и в виновном и неприятном человеке можно отыскать нечто такое, что сделало бы его достойным любви. Но даже если это и не выходит, то и тогда мы, ради любви Христовой, должны быть милостивы к нему, ведь его любит Бог. Бог любит и нас, даже если мы грешны и виноваты перед Ним. Бог возлюбил нас, когда мы еще были Его врагами. Сначала Он возлюбил нас, еще до того, как мы Его узнали и полюбили. Когда мы еще всем своим существом противостояли Ему, когда нас отделял от Него грех, именно тогда Он возлюбил нас. И Он послал Своего Сына, чтобы мы обрели жизнь и свободу.
Было бы интересно в разговоре с друзьями или братьями и сестрами по вере однажды посмотреть на то, какие существуют формы осуждения и приговора. Быть может, окажется, что наше равнодушие к слабым и беспомощным - Да какой в нем толк! - это тоже вид суда. Или бесчувственное обращение нас, мужчин, со своими женами тоже можно рассматривать как разновидность самовластного суда. Хотя Библия говорит: Мужья, любите своих жен. И не формой ли суда является, если нам безразлично, идут ли наши дети вместе с нами по доброму пути веры? Мол, таковы уж они есть. Они не хотят иначе. Свое наказание они уже получают. Может ли это быть любовью?
А что думаем мы о других расах? Белый презирает черного, черный презирает христианина. Христианин презирает неверующего. Иноверец презирает себя самого или отчаивается, потому что никто не уделяет ему внимания. Роковая цепь осуждений, приговоров и проклятий. И я ее звено.
Что до меня, то я хотел бы вырваться из этого дьявольского круга. Я хотел бы видеть ценность каждого человека, как видят ее Божьи очи, на каждого смотреть с любовью и желать ему добра. Отказаться судить так просто, если сделать Иисуса Христа центром нашей жизни и мыслей. Вот замечательный пример. В 1980 г., когда в Северной Африке еще бушевала война, и жители Эритреи стремились к независимости, в Германию перебралось множество людей, ищущих убежища. Среди них была одна женщина с четырьмя детьми. Но вскоре она умерла, а дети нашли приют в немецких семьях. К нам попал старший, ему тогда было семь лет. Естественно, мы не понимали его языка, и ему пришлось учиться говорить по-немецки. Наш старший сын был примерно одного с ним возраста, и поэтому они могли вместе ходить в детский сад. Африканская культура и исламская религия наложили глубокий отпечаток на Йемаля. Позже он крестился.
Но в детском саду этот паренек не упускал возможности объявлять своим врагам: Ты пойдешь в ад. За каждую разрушенную башню, за каждую отобранную машинку и за каждое обидное слово, брошенное другими детьми, он угрожал одним: Ты пойдешь в ад. Воспитательнице это показалось забавным: неужели детям в семье евангелического пастора всегда угрожают адом, если они в чем-то провинились? Ей захотелось в этом разобраться.
Однажды она отвела нашего Микаеля в сторонку, поиграла с ним на полу и, между прочим, спросила: Мики, что же это такое? Послушай-ка, если кто-то у тебя отнимет кубики или повалит твою башню, что же тогда случится с ним? Пойдет ли он тогда в ад? Микаель ни на секунду не поколебался. Он ответил полностью в библейском и христианском духе, как Бог и вложил в его детские уста: Это должен решить Сам Господь Иисус!
Источник: Вестник/Der Bote. № 3, 1998. С. 5