Распорядок церковной жизни (ч.1)
Данный "Распорядок церковной жизни" имеет цель помочь общинам Евангелическо-Лютеранской Церкви в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии и прежде всего их проповедникам и пасторам проводить богослужения и жить в соответствии с заповедью нашего Господа Иисуса Христа в традиции нашей Церкви. Данный распорядок восходит к подобным распорядкам других Церквей, особенно Евангелическо-Лютеранских Церквей в Германии. Данный "Распорядок церковной жизни" не является законом. "Он не лишает пастора и общину свободы в принятии самостоятельных решений в душепопечительской работе в каждом конкретном случае". Но там, где он исполняется с верой и любовью Христа, он поможет Слову Божьему освятить Церковь и общину, наш дом и нашу личную жизнь.
О таинстве Святого крещения
1. Веруя в обетования Иисуса Христа (Иоанн 3, 5, 16; Рим. 6, 3-5) и в повиновении Его приказанию (Матф. 28,19-20), Церковь производит обряд крещения со всеми, кто, веруя, желает крещения, независимо от возраста крестящегося.
Во время Святого крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа крещаемый либо окунается в воду (традиция в древней Церкви, у Мартина Лютера, а в настоящее время в Православной Церкви и у баптистов) или, по нашей традиции, трижды поливается или окропляется водой. Действенность крещения не зависит от количества использованной при этом воды; однако не следует и экономить воду. Литургия по проведению Святого крещения определена в агенде нашей Церкви.
Церковь крестит взрослых и подростков, если они сами желают этого, после соответствующей подготовки. Она крестит несовершеннолетних детей по желанию их родителей, поскольку происходящее благодаря Христу исцеление относится и к детям, и уже ребенок нуждается в милости Божьей (Марк 10, 13-16). Божий дар Святого крещения воспринимается как благо лишь в вере (Марк 16, 16); но вера - это нечто иное чем усвоение разумом. Никто не может сказать, когда человек начинает или прекращает верить. В лице всех своих членов община отвечает зато, чтобы призыв к Святому крещению сохранялся в ее среде.
2. Как правило, крестят всех детей, которые для того предназначаются. Кто хочет окрестить своего ребенка, тем самым обещает воспитать его в христианской вере. Крещаемый ребенок нуждается в родине, в которой молитва и Слово Божье занимают свое прочное место. Родители выполнят свои обязательства лучше всего, если они сами будут верны богослужениям и церковной жизни и привлекут к этому своих детей соответственно их возрасту.
К обязанностям общины относится и осознание того, что к ее членам относятся дети и подростки. По возможности для них должны существовать собственные богослужения или другие церковные мероприятия, и они соответственным образом должны всегда привлекаться к богослужениям.
3. Крещению взрослых и подростков предшествуют основательные занятия по подготовке к крещению. Они соответствуют занятиям по подготовке к конфирмации крещенных в детстве, даже если, как правило, на них отпускается меньше времени. И более взрослые дети должны быть подготовлены к обряду крещения соответственно их возрасту. Их нельзя крестить против воли. Если окреститься хотят дети, которые еще находятся под опекой родителей, то для этого, как правило, необходимо согласие родителей или опекунов.
Согласно церковному распорядку, дети из христианских семей евангелического вероисповедания должны быть окрещены вскоре после рождения. О крещении следует своевременно оповестить перед днем крещения. При этом следует представить крестных родителей пастору.
К правильному проведению таинства крещения относится объяснение родителям и крестным значения Святого крещения. Поэтому родители должны лично заявить о крещении, чтобы пастор смог поговорить с ними о божественном даре крещения и его провидении, а также о задачах христианского воспитания.
4. Благодаря Святому крещению человек становится частью тела Христова (Рим. 6, 3-11; 1 Кор. 12, 13) и, таким образом, членом своей общины. Поэтому по возможности крещение должно происходить в общине, на богослужении, посвященному крещению, или на воскресном богослужении. Обряды крещения дома или в больнице должны быть исключениями. Если обряд крещения проводится в другой общине, а не по месту жительства, то об этом заведомо следует уведомить ответственного пастора. Во всех подобных случаях на следующем богослужении за крестившихся читается молитва.
5. Обряд крещения совершается ответственным пастором согласно чину Церкви. Во время крещения в качестве свидетелей перед общиной и крестящимися предстают крестные, беря на себя ответственность перед Триединым Богом. Во время крещения ребенка родители должны присутствовать на богослужении, посвященном крещению, к ним и крестным родителям обращаются со словами об ответственности за воспитание ребенка, с них берется соответствующее обязательство, в благодарность за это они включаются в просительную молитву. Если оба родителя без определенного основания отсутствуют на крещении, то проведение церемонии может быть отложено. Если не придет никто из предполагавшихся крестных, то о взятии на себя роли крестного родителя можно попросить другого подходящего члена общины.
6. Если жизнь ребенка из христианской семьи или взрослого, желающего принять крещение, находится в опасности и при этом не может присутствовать пастор, то каждый христианин должен и может провести обряд крещения, по возможности в присутствии христианских свидетелей.
Как и любое другое крещение, крещение в экстренном случае проводится со словами: «Я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». При этом голова принимающего крещение окропляется водой. После крещения крещаемые и свидетели произносят Отче Наш.
О подобных крещениях в экстренных случаях по возможности как можно быстрее следует уведомить общину или пастора для того, чтобы последний мог проверить и подтвердить обряд. Если при этом присутствовали свидетели, следует зафиксировать их имена. Эти или другие члены Церкви в подобных случаях могут быть задним числом назначены крестными родителями. Если ребенок, которого окрестили в экстренной ситуации, вновь выздоровеет, пастор должен созвать родителей и крестных, чтобы вместе с ними поблагодарить Бога и поговорить о даре Святого крещения и связанными с этим задачами. Крещение в экстренной ситуации может быть подтверждено на общем богослужении. В случае смерти окрещенного в экстренной ситуации его следует торжественно помянуть.
7. По завету Иисуса Христа Таинством крещения управляют правильно только тогда, когда оно связано с христианским обучением (Матф. 28,18-20). Поэтому родители, крестные и вся община должны заботиться о христианском обучении и вое питании окрещенных в их среде детей.
Как правило, в крещении следует отказать, если евангелическое воспитание желающего креститься серьезно ставится под вопрос. Если оба родителя не принадлежат ни к какой христианской Церкви или общине, тогда, как правило, в крещении ребенка следует отказать. Возможно исключение, если к евангелическо-лютеранской общине принадлежит другой член семьи, который по возможности после договоренности с родителями и может добросовестно заботиться об евангелическом воспитании окрещенного ребенка. Если родители хотят вступить в ряды нашей Церкви, тогда, если решение действительно принято, как правило, должна быть окрещена вся семья. Подобное относится и к тому случаю, если родители придерживаются традиций другой христианской конфессии или уже являются христианами, но принадлежат другой Церкви или обществу. Без присутствия осознанно принадлежащего нашей Церкви соответственного лица или без согласия родителей не должен быть окрещен ни один ребенок. Если на обряд крещения соглашаются, выбору крестных родителей придается особое значение. Решение возможно лишь после многочисленных проникновенных личных бесед. Если к ЕЛЦ принадлежит только отец или мать, то крещение возможно лишь в том случае, если принадлежащий к евангелической конфессии один из родителей согласен добросовестно выполнять свои обязанности по христианскому воспитанию и если с этим согласен не принадлежащий к лютеранской Церкви другой из родителей. При этом выбор крестных родителей также имеет большое значение.
Если родители и принадлежат к ЕЛЦ, но отчетливо отказываются взять на себя вызванные крещением обязательства по христианскому воспитанию или уклоняются от выполнения обязательств по отношению к уже крещеным детям, то, как правило, крещение невозможно. Это соблюдается лишь в том случае, если родители внутренне отошли от Церкви и открыто отвергают или даже хулят веру во Христа.
В случае с взрослым или подростком, который желает принять обряд крещения, но настойчиво уклоняется от посещения урока, подготавливающего к крещению, обряд крещения не может быть проведен до тех пор, пока не будут выполнены все условия. Ответственность за отказ в крещении, которое хотят принять, ложится на уполномоченного духовного лица. Если на основании добросовестной проверки и после заслушивания церковного совета пастор решает отказать в крещении, то можно направить протест в адрес духовного руководителя епархии (суперинтендента, епископского визитатора или пробста). Если будет запрещено крещение ребенка, он в соответствии со своим возрастом может принимать участие в жизни общины и принять решение о крещении самостоятельно, когда вырастет.
8. При крещении ребенка в качестве родителей выступают крестные. Даже по отношению к окрещенным взрослым и подросткам крестные имеют определенные обязательства. Их служение произрастает из ответственности, которую христианская община несет перед своими новыми членами. При крещении ребенка родители и крестные исповедуют христианскую веру и обещают помогать ребенку пребывать с Христом и со своей общиной. Их служение обязывает их к постоянным молитвам, христианскому поведению и обучению Евангелию и духовному душепопечению, когда они необходимы. Поэтому в экстреальных случаях они берут на себя обязанности родителей по христианскому воспитанию.
Как правило, у нас требуются 2 или 3 крестных. Быть крестными родителями просят евангелических христиан, которые готовы и способны быть по отношению к их ребенку хорошими крестными. Крещаемый подросток самостоятельно ищет свидетелей крещения и крестных родителей.
Члены других христианских Церквей и объединений могут быть крестными, однако по меньшей мере один из крестных должен принадлежать ЕЛЦ. Тот, кто не принадлежит христианской Церкви или общине, не может быть крестным. При выборе крестных может помочь пастор, если его об этом попросят. Крестным, которые не живут в приходе общины крещаемого или не знакомы с ней, необходимо иметь Свидетельство их общины или Церкви об их принадлежности и праве быть крестными.
9. Если нельзя установить, состоялось ли крещение вообще или соответствует ли оно завету нашего Господа Иисуса Христа, то оно проводится снова согласно распорядку нашей Церкви.
10. Крещение в других христианских Церквях или общинах признается, если оно проведено согласно заповеди Иисуса Христа с помощью воды посредством окунания или окропления и во имя Отца и Сына и Святого Духа.*
(* Христианскими Церквями и объединениями, крещение которых признается, в первую очередь являются Православная, Римско-католическая, Реформистская, Англиканская и Методистская Церкви, то же самое относится к крещению меннонитов, баптистов и пятидесятников, меньше всего к адвентистам и новоапостольскому объединению. Если есть сомнения, проведено ли крещение согласно Священному Писанию и признается ли оно Церковью с этим вопросом следует обращаться к духовным руководителям епархии (суперинтенденту, епископскому визитатору или пробсту) или к канцелярии епископа).
Если приверженцы других христианских Церквей или общин хотят стать членами ЕЛЦ, должно быть установлено, действительно ли их крещение. Если нет, то они снова принимают крещение и таким образом становятся частью тела Иисуса Христа в ЕЛЦ.
Источник: Вестник/Der Bote. № 1, 1996. С. 8-11