Совместное официальное разъяснение
Всемирной Лютеранской Федерации
и Католической Церкви
от 11 июня 1999 г.
1. На основании соглашений, достигнутых в Совместном Заявлении по вопросу учения об оправдании, Всемирная Лютеранская Федерация и Католическая Церковь определяют: «Изложенное в данном Заявлении понимание учения об оправдании показывает, что между лютеранами и католиками существует согласие по отношению к основным истинам учения об оправданию» (СЗ 40). На основании этого согласия Всемирная Лютеранская Федерация и Католическая Церковь единодушно заявляют: «Осуждения Триентского Собора не посягают на представленное в этом Заявлении учение Лютеранских церквей. Осуждение, содержащееся в лютеранских вероисповеднических книгах, в свою очередь, не затрагивает упоминаемое в данном Заявлении учение Римско-католической Церкви» (СЗ 41).
2. На основании решения Совета Всемирной Лютеранской Федерации о Совместном Заявлении от 16 июня 1998 и ответа Католической Церкви на Совместное Заявление от 25 июня 1998 г., а так же запросов, поступавших с обеих сторон в нижеследующем документе (в дальнейшем — Приложение) более подробно освящаются и разъясняются соглашения, достигнутые в Совместном Заявлении; например, вносится ясность по поводу того, что существовавшие в прошлом обоюдные осуждения учений не затрагивают учений партнеров нынешнего диалога, изложенных в Совместном Заявлении.
3. Партнеры соглашения обязуются продолжать и углублять изучение библейских основ учения об оправдании. Кроме того, они намереваются прилагать усилия для достижения дальнейшего взаимопонимания по вопросам учения об оправдании и в области, простирающейся за рамки того, о чем говорится в Совместном Заявлении и в нижеследующем Приложении. На основании достигнутого соглашения необходимо продолжение диалога по тем вопросам, которые в Совместном Заявлении названы требующими дальнейших разъяснений, что необходимо для достижения полной церковной общности в единстве различий, в которой различия эти примирились бы друг с другом, и не обладали бы более разъединяющей силой. Лютеране и католики будут продолжать свое экуменическое сотрудничество с тем, чтобы в совместном труде изложить учение об оправдании на языке, понятном нашим современникам, с учетом индивидуальных и социальных задач нашего времени.
Данным актом подписания Католическая Церковь и Всемирная Лютеранская
Федерации заверяют их Совместное Заявление по вопросу учения об оправдании с
учетом всех его аспектов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Следующие далее пояснения подчеркивают достигнутое в Совместном Заявлении по вопросу учения об оправдании соглашение об основных истинах Учения об оправдании, так например, подтверждается то, что ранее существовавшие обоюдные осуждения не затрагивают католического и лютеранского учения об оправдании в той форме, в которой они представлены в Совместном заявлении.
2. «Вместе мы исповедуем: лишь по благодати и вере в спасительный подвиг Христа, но не на основании наших заслуг, Бог принимает нас, а мы обретаем дух Святой, обновляющий наши сердца, делающий нас способными к добрым делам и призывающий нас к ним» (СЗ 15).
А) «Мы совместно исповедуем, что Бог по милости своей прощает человеку грехи и одновременно освобождает его уже при жизни от порабощающей власти греха (...)» (СЗ 22). Оправдание — это прощение грехов и восстановление праведности, в которой Бог «дарит новую жизнь во Христе» (СЗ 22). «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом» (Рим. 5,1). «Мы теперь дети Божии и называемся ими» (1 Иоан. 3,1). Мы истинно и полноценно обновлены деянием Святого духа, и всегда остаемся зависимости от деяния Его. «Кто во Христе, тот новая тварь. Старое прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5,17). Получившие оправдание в этом смысле уже не грешники.
Однако мы заблуждались бы, говоря, что мы без греха (1 Иоан. 1, 8-10, ср. СЗ 28). Мы «много согрешаем» (Иак. 3,2). «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня!» (Пс. 18, 13). Когда же мы молимся, то можем говорить только как мьитари: «Боже, будь милостив ко мне грешнику!» (Лук. 18, 13). Все это находит многогранное отражение в наших литургиях. Все мы слышим предупреждение: «да не царствует грех в смертном Вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (Рим. 6,12). Сие напоминает нам о постоянной угрозе, исходящей от власти греха, и его влиянии на христианина. Таким образом лютеране и католики могут понимать христианина как simil iustus et peccator («одновременно грешньтй и праведный»), не затрагивая при этом свои, отличающиеся друг от друга, подходы к данному разделу, как это и отражено в СЗ 29-30.
Б) Понятие «concupiscentia» - вожделение - по разному трактуется католиками и лютеранами. В лютеранских вероисповеднических книгах оно понимается как похоть, страсть человека, по которой человек вожделеет к себе подобному, что рассматривается как грех в свете духовного закона. В католическом понимании вожделение - это остающееся в человеке и после крещения стремление, возникающее из греха и склоi-тяющее к греху. Не затрагивал существующие здесь различия, с лютеранской точки зрения можно признать, что подобное вожделение может стать вратами падения в грех. Из-за власти греха человек носит в себе склонность противиться Богу. Эта склонность как в католическом, так и в лютеранском понимании не проистекает из «изначальньих замыслов Бога» (СЗ 30). Грех имеет личностньтй характер и ведет как таковой к отказу от Бога. Грех есть эгоистичное желание ветхого человека и его недостаточного доверия, недостаточной любви к Богу.
Действительность благодати, подаренной в крещении, и угроза греха могут сочетаться так, что с одной стороны посредством крещения подчеркивается прощение грехов и обновление человека во Христе, с другой стороны признается, что и оправданный все еще не лишен довлеющей власти и досягаемости греха (ср. Рим. 6, 12-14) и «не избавлен от повседневной борьбы против богопротивности (...)» (СЗ 28).
В) Оправдание происходит «лишь по милости> (СЗ 15 и 16), лишь верою человек получает оправдание «не зависимо от дел» (Рим 3, 28; ср. СЗ 25). «Сие благодать есть, сотворяющая веру, не только же, когда обретается вера в человеке, но и всегда, пока вера пребывает» (Фома Аквинский, S. Th. П/III 4,4 аd 3). Влияние благодати Божией не исключает действия со стороны человека: Бог благоволит ко всему, к стремлению и к исполнению, отсюда мы и призваны трудиться (ср. Фил. 2, 12 и далее). «(...).. тотчас как Дух Святой, как сказано было, Словом и Таинствами святыми начал в нас такое свое дело возрождения и обновления, то непременно и мы можем и должны содействовать силою Святого Духа (...)» (FС SD II, 64 f. BSLK 897, 37ff).
Г) Милость, как общность оправданного человека с Богом в вере, надежде и любви, всегда исходит от благосозидательных деяний Бога (ср. СЗ 27). Однако оправданный в ответе за то, чтобы не потерять эту дарованную благодать, но жить в ней. Призыв творить дела добрые - это призыв являть веру (ср. В$ 197, 45 е.). Будучи оправданным, надо делать добрые дела, «а именно утверждать наше призвание, то есть, дабы мы вновь не отвратились от Евангелия, если бы снова согрешили» (Apol. ХХ 13, ВSLK 316, 18-24; с упоминанием 2 Петр. 1,10, ср. также FС SD IV,33, ВSLK 948, 9-23). В этом смысле католики и лютеране могут вместе понять, что говориться о сохранении благодати в СЗ 38 39. Разумеется однако, что «все, что существует в человеке, как до так и после обретения им безвозмездного дара веры, не является поводом для оправдания и не может заслужить его» (СЗ 25).
Д) Оправданием мы безоговорочно принимаемся в сообщество с Богом. В обетовании вечной жизни также говориться об этом: «если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресению> (Рим. 6, 5; ср. Иоан. 3, 36; Рим 8, 17). И в судный день оправданные будут отвечать по делам их (ср. Мат. 16, 27; 25, 31-46; Рим. 2, 16; 14, 12; 1 Кор. 3, 8; 2 Кор. 5, 10 и т. д.). Мы приближаемся к суду, на котором Бог в милостивом своем решении учтет все, что в жизни и поступках наших отвечает воле Его. Однако все, что есть неправедного в нашей жизни, станет явным и не будет допущено в царство вечной жизни. В Формуле конкордии так же говорится: «Как есть на то воля и заповедь Господа, чтобы верующие совершали благие дела, какие сотворяет в верующих Святой Дух и Бог, благоволящий к ним ради Христа, то и обещано им щедрое воздаяние в этой и грядущей жизни» (FС SD IV, 38; ВSLK 950. 18-24). Всякая награда, однако, есть награда по милости, на которую мы не в праве претендовать как на должное.
3. Учение об оправдании является масштабом, меркой христианской веры. Ни одно учение не должно противоречить этому критерию. В этом смысле учение об
оправдании есть «непреложный критерий, жаждущий неустанно ориентировать все учение и практику Церкви на Христа» (СЗ 18). Как таковое оно обладает своей истиной и своим особым значением в едином контексте основополагающего для Церкви вероисповедания Триединого Бога. Наша общая цель - во всем исповедовать Христа, доверять единственно Ему одному как посреднику между Богом и человеками (1 Тим. 2,5 и далее), в котором Бог Духом Святым являет себя и преподносит свои обновляющие дары.
4. В ответной ноте Католической церкви значится, что под сомнение не должен ставиться ни авторитет Лютеранских синодов, ни авторитет Всемирной Лютеранской Федерации. Католическая церковь и Всемирная Лютеранская Федерация начинали и продолжают вести диалог как равноправные партнеры («par cum pari”). Несмотря на различающиеся взгляды на авторитет и иерархию в Церкви, партнеры уважают установленный друг у друга порядок принятия решений, касающихся вопросов вероучения.
1 июня 1999 г.