СОБЕСЕДОВАНИЯ МЕЖДУ БРИТАНСКОЙ И ИРЛАНДСКОЙ
АНГЛИКАНСКИМИ ЦЕРКВЯМИ
И ЛЮТЕРАНСКИМИ ЦЕРКВЯМИ СЕВЕРНЫХ СТРАН И ПРИБАЛТИКИ
ОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПОРВО
Перевод сделан со 2 издания
Владимиром Киннером
1 ОБЗОР СИТУАЦИИ
А НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
1.Божьим милосердным провидением англикане и лютеране по всей земле осуществляют общее миссионерское и благотворительное служение, замечая в этом, сколь много у них общего. В Европе наши Церкви жили столетия в близости, но на разных берегах. Уже долгое время на территории друг друга они имеют пасторов для своих прихожан, значение которых растет с увеличением миграции. Там, где две церковные традиции живу на одной территории как в Северной Америке и Южной и Восточной Африке, они налаживали отношения и заключали местные договора. Одновременно с этим англикане Европы и лютеране стали сближаться друг с другом, все это говорит нам о том, что пришло время изучать и исследовать уже существующие между нами соглашения.
2. Эти соглашения, которые дают возможность к единству на разных уровнях, на практике осуществлены лишь отчасти. Например, политическое положение в странах Балтии препятствовало их внедрению на протяжении пятидесяти лет с 1939г по 1989г.
В этих соглашениях есть большие различия, поскольку раньше англикане делали различие между лютеранскими церквями, главным образом, на основании историчности епископата. Церкви Северных стран и церкви Балтии все-таки всегда находились в причастном единстве. Плюс к этому Северные страны все больше считаются единой зоной и их церкви находятся в тесном единстве как между собой так и через Епископский совет Северных стран и Экуменический совет Северных стран. Политические изменения, произошедшие в Восточной Европе, дали церквям стран Балтии новую надежду. Они теперь развивают свою жизнь и отдают больший вклад также для более широкого числа людей. Совместная работа с ними, в быстро изменяющихся условиях, становится все более важной и дает церкви новые возможности.
3. Северные и Прибалтийские церкви хотят создать хорошие отношения с Британской и Ирландской англиканской церковью, не только как отдельная национальная Церковь, но и как церковная группа. Комиссия радуется о новых отношениях с Литовской лютеранской церковью. Она верит, что перед ними стоит возможность нового соглашения, которое не делает различий между церквями.
4. К этой вере нас ободряет то сближение по теологическим вопросам, которое проявилось во многих англиканско-лютеранских собеседованиях. далее официальное одобрение договора Мейссена (The Meissen Common Statement) между Английской церковью и Немецкой евангелической церковью говорит о возрастании взаимопонимания того, что есть церковь.
5. Англиканам и лютеранам помогает также большое экуменическое сближение, которое православными, римскокатолическими и протестантскими церквями в вопросах церкви, служение и таинства достигнуты лишь от части. Это сближение помогло нам продвинуться вперед от формулировки мыслей и недопонимания, которые мешали англиканам и лютеранам в своих стремлениях. Очень важно понимать тайну того, что церковь есть тело Иисуса Христа, Божий народ, находящийся в странствовании, единство(koinonia) и также участница своим свидетельством и служением в Божьей работе в мире. Это дает правильные рамки для нового исследования вопросов о церковной ординации и пастырстве (episkope)
б. Прежде всего, перед нами теперь общий призыв присоединиться к Божьему миссионерскому служению среди людей своими странами и континентами в это неповторимое своими возможностями время, которое есть действительный кайрос.
В НАШЕ ОБЩЕЕ ОСНОВАНИЕ КАК ЦЕРКВИ
7. Во всех наших церквях вера, богослужение и духовная жизнь основываются на предании апостольской церкви. У нас есть непрерывность со времен отцов Церкви и средневековья, как прямая так и со времен реформации через поиск. Каждый из нас понимает свою церковь как часть единой, святой католической Церкви Иисуса Христа и действительную участницу в апостольском служении, данной всему народу Божию. У нас есть общая с западным христианством .литургическая традиция и также подчеркнуто реформаторское учение об оправдании верой, а также благодатные слово и таинство. Все это видно в наших исповедальных книгах и наших литургических текстах и это исповедуется с каждым разом яснее, а также является реальной связью между нашими церквями, а также нашим вкладом в более широкое экуменическое движение.
8. Независимо от географической отдаленности и различий в культуре, языке и истории, у англиканских и лютеранских церквей в Британии и Ирландии, а также в Северных странах и Прибалтики есть много общего; плюс много общего в истории. Англосаксонские и кельтские миссионеры-проповедники представляют заметную часть в истории евангелизации Северной Европы, и они основали несколько исторических епископских кафедр в Северных странах. Прослеживаемое непрерываемое свидетельство последующих епископов, а также поддерживаемая во всех кафедралах наших земель пасторальная и литургическая жизнь являются сильным выражением продолжающейся через века христианской жизни и того единства, которое существует между церквями Британии, Ирландии и Северной Европы.
9. у каждой из наших церквей была значительная роль в общественном и духовном развитии и своей страны. Мы знали о наших миссионерских и других служениях по отношению ко всем людям в наших странах. Во многих церквях была пасторальная и иногда также законодательная ответственность за проживающие меньшинства. Это дело мы делаем, стремясь к совместной работе с другими церквями.
С НАША ОБЩАЯ ЗАДАЧА СЕГОДНЯ
10. Многие идеологические, общественные и политические изменения в Европе дают сегодня нашим церквям и народам новые задачи и возможности.
Ими являются:
а) Увеличение информации среди Европейских народов о взаимной зависимости и общей ответственности, а также необходимости исправить несправедливости, которые вводили Европу на протяжении столетий и,особенно,1900 годы в состояние войны и которые коснулись всего мира;
б) Новые возможности - которые являются особо драматическими в Прибалтике - в евангелизации, новой евангелизации и пасторальной работе во всех наших странах и вызов требует от христианской веры ответа как господствующему практическому материализму, так и осознанному стремлению многих людей к духовным ценностям;
с) Необходимость дать ответ на ту пустоту, которая образовалась после крушения монолитной политической системы в Восточной Европе и во все более плюралистическом обществе в Британии и Ирландии и так же Северных странах;
д) Возможность работать для мира, справедливости и защиты прав человека, уменьшая пропасть между состоятельными и нищими,а также против несправедливой экономической зависимости между бездействующими странами, защищая права и человеческое достоинство бедных и отверженных - это особенно касается переселенцев, беженцев и национальные меньшинства;
е) Экономические дискуссии в странах Северной Европы и между ними, куда церкви начали вносить позитивную теологию сотворения и инкарнации, которая дает непреходящую ценность земле и жизни во всех ее проявлениях;
ф) Необходимость дискуссии и взаимопонимания с другими расами, культурами и людьми, представляющими другую религиозную традицию; они являются нашими компаньонами и нашими гражданами в новой Европе.
11. Все большие церкви Европы решают вместе эти вопросы, руководствуясь особенно итогами Европейской экуменической конференции (Базель 1989) организации которой была Конференция Европейских Церквей (СЕС) и совет католических епископов Европы (ССЕЕ).Мы считаем своей задачей способствовать этому процессу переговоров и активно поддерживать возникающие так начинания. Когда мы стремимся к совместному свидетельствованию и служению, мы создаем это за свой счет единства, которое у нас уже есть, и приближаем этим более глубокое единение, которое еще впереди.
12. В более широком единстве через Всемирную лютеранскую федерацию и англиканское сообщество наши церкви пришли 14 необходимости решать проблемы и браться за дела во всемирном масштабе.
13. Перед всеми этими вопросами, которые встают сегодня из общей нашей задачи, наши церкви призваны вместе провозглашать обязанность служить как всему миру так и тем сообществам, в которых они живут. Также они призваны вместе проповедовать вытекающую из веры христианскую надежду, которая дает смысл жить в условиях несущих печать безнадежности. далее они призваны вместе проповедовать Божию исцеляющую любовь и примирение в обществе, которому наносят раны гонения, угнетения и беззакония. Это совместное благовестие в слове и таинствах открывает тайну, которая сокрыта в Божественной любви, Божественном присутствии и Божьем царстве.
II СУЩНОСТЬ И ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ
А. БОЖЬЕ ЦАРСТВО И ТАЙНА И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЦЕРКВИ
14. Наше время требует от нас как от церкви чего-то нового. Наше общее воззрение на сущность и единство церкви, так как оно отражено в этом документе, влияет на то, как мы будем отвечать на вопросы нашего времени. Мы начинаем видеть все яснее, что мы уже не чужие, но являемся “сограждане святые и свои Богу” и мы “утверждаемся на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем”. (Еф.2:19-20) . Посредством дара Божией благодати мы стали причастными Божественной воли, Его, который хочет примирить с собой все, что Он сотворит и содержит.(2 Кор 5:17-19). Он освободит творение от всякого рабства (Рим 8:19-20) и соединит все во едино с Ним (Еф 1:9- ). Божией целью и предназначением во Христе является по прежнему управление и обновление всего Своего творения, для полноты грядущего царства.
15. Для соединения нас с Собой Отец послал в мир Сына. Христовой жизнью смертью и воскресением явилась Божья любовь и нас спасти от власти греха и смерти (Иоан 3:16—18).Воспринятая в вере благодать ведет нас к правильным взаимоотношениям с Богом. Мы восстаем из смерти к новой жизни (Рим 6:1-11),рожденные свыше мы становимся детьми и нас освобождают для жизни в духе (Гал 4:5, Рим 8:14-15).Это является центром проповедуемого Церковью Евангелия и через это благовестие Бог объединяет Свой народ воедино. Во все времена, начиная с апостолов, задачей Церкви было проповедовать это евангелие словами и делами: «О том, что мы видели и слышали, возвещали вам, чтобы и вы имели общение (koinonia) с нами; а наше общение (koinonia) - с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом». (1 Иоанн 1:3).
16. Когда Бог дает нам веру, нам становится ясно, что свет пришел в мир, что Слово стало плотью и обитало с нами и дало нам власть быть чадами Божими (Иоанн 1:1-13). Вера это жизнь в единстве с триединым Богом. Это вводит нас в Церковь, тело Христа, совместную жизнь и поддерживает и питает нас там. дар прощения освобождает нас от окон греха и нужды в попытках оправдать себя и он освобождает нас для жизни в благодарении,
любви и надежде. По благодати Бог спас нас дав нам веру (Еф.2:8).
17. К этой жизни в единстве с Богом и друг другом призывает нас. Евангелие. В крещении Святой дух соединяет нас со Христом с Его смертью и воскресением (Рим. 6:1-11; 1 Кор 12:13). В причастии нас как членов единого тела питает и укрепляет причастность к телу и крови Христа (1 Кор 10:16- ). Церковь и евангелие объединяются таким образом обязательно воедино. Вера во Иисуса Христа как в Божественную совершенную основу, рождается от видимой и слышимой проповеди евангелия в слове и таинствах. Благовестия словом и таинствами не существует без общины и ее ординаций. Таким образом, церковное единство образовывают проповедь слова и совершение таинств, которые совершает ординированный служитель. Через эти дары Бог творит Церковь и содержит ее, а также рождает каждый день веру, любовь и новую жизнь.
18. Церковь как община понимается инструментом, которым Бог достигает конечную цель. Она существует для славы Божией, послушно исполняя данную Христом миссионерскую заповедь, для примирения человечества и всего творения (Еф. 1:10). Поэтому Церковь послана в мир знамением, инструментом и предвнушением от той действительности, которая исходит с потусторонней стороны истории - с Божьего царства. В Церкви воплощается тайна спасения, новое человечество, примиренное с Богом и друг другом через Иисуса Христа (Еф 2:14, Кол 1:19-27). Через свои установленные служения и благовестие она свидетельствует об истинности Божьего царства и в силе Святого духа является участницей божественного плана, в котором Отец послал Сына в мир Спасителем (1 Иоан 4:14:сравни Иоан 3:17).
19. Святой дух дарит общине различные и друг друга дополняющие дары. Они даны на благо единства всего народа и они проявляются в делах служения в общине и мире. Все члены призваны через общину открывать дары, которые они получили, и использовать их на благо церкви и служить тому миру, в который церковь была послана?
20. Церковь является Божественной реальностью, она свята и она выходит за границы современной ограниченной реальности. Вместе с тем она, как человеческий институт, является частью разбитого неуверенностью и слабостью человеческого общества. Церковь всегда призвана к покаянию, реформам и обновлению, она постоянно зависима от Божественной благодати и прощения. Библия дает представление о Церкви, которая живет в свете евангелия:
- она является основанной и укоренённой на любви и благодати Господа нашего Иисуса Христа Церковью;
- она является постоянно торжествующей Церковью, которая постоянно молится и благодарит даже среди страданий;
- она является странствующей Церковью, Божий народ, у которого есть новое небесное гражданство, это святой народ и царственное священство;
- она является Церковью, которая вместе исповедует словами и жизнью
апостольскую веру, веру, которая является общей для всей Церкви везде и во все времена;
- она является Церковью, у которой есть миссионерская заповедь проповедовать евангелие всем людям всех рас и народов, провозглашать прощение грехов, крестить и совершать Господне святое причастие;
- она является Церковью, которой служит ординированная апостольская
должность, которую Бог послал собирать и питать Божий народ повсюду и которая объединяет и соединяет его в земную Церковь и общение святых;
- она является Церковью, которая видимым единством являет исцеляющую и объединяющую Божию силу среди разделений человеческого общества;
- она является Церковью, где существуют достаточно сильные объединяющие связи, позволяющие дать ей действенное свидетельство в мире, защитить и толковать апостольскую веру, принимать решения, учить со властью и делиться своим с теми, кто находится в нужде;
- она является живой Церковью, которая открыта надежде, которую Бог ей дал, этой любви и славе, которую Бог предложил Своему народу в наследство, и тем великим богатством, которые Бог Своей силой открывает тем, которые надеяться на Него.
Эта картина о Церкви, ни в коем образе не является полной. Тем не менее она побуждает наши Церкви к верности в жизни и к постоянному покаянию и обновлению.
В
21. Библия представляет единство Церкви как радостное общение с Отцом и Его Сыном Иисусом Христом (сравни 1 Иоан 1:1-10), а также общение между ее членами. Иисус молится, чтобы ученики были едино так как Отец в Ней и Он в Отце, чтобы мир уверовал (Иоан 17:21).Поскольку единство Церкви основывается на тайне, которая существует в отношениях между личностями Св.Троицы, то единство является необходимой принадлежностью природы Церкви. О единстве тела Христова говорится в отношении “один дух... одна надежда.., один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех” (Еф 4:4-6). На единство между христианами и церквями не нужно смотреть как на только человеческое достижение. Оно уже дано как дар во Христе , который мы можем принять и так как каждый хороший дар, прийдет так же единство от Отца через Сына в Святом духе”.
22. С этой точки зрения отсутствие единства является неестественной ситуацией. Независимо от наших грехов и наших разделений единство, к которому мы призваны, уже начало проявляться в наших церквях. Единство должно быть достигнуто видимо, структурным образом так, чтобы Церковь была видима в Святом духе единым Телом Христа и знамением, инструментом и предвкушеникм Божьего Царства. Под этим углом зрения все современные традиции церквей являются временными.
23. Видимое единство ни в коем случае нельзя смешивать с идентичностью. “Единства во Христе не существует без многообразия и противоположно многообразию, но оно дано нам с многообразием и в многообразии1 Поскольку это многообразие отвечает тем многим дарам, которые Святой дух дал Церкви, то оно является одним из фундаментальных церковных понятий. У него есть следствия во всех сторонах церковной жизни и оно не является только уступной теологическому плюрализму. Как Церковное единство так и его многообразие ложатся в конце в фундамент того единства, которое есть в Боге, в Святой Троице.
24. Многообразные взаимные связи служат как защите единства так и сохранению многообразия. Связь с Богом и связь с другими верующими выражается в совместном крещении как ответе на апостольскую проповедь. Оно выражается в совместном исповедании веры; в совместном проведении Святого причастия, которое созидает единое тело Христа, в единой ординации, которая отделяется молитвой и рукоположением. Это единство осуществляется также через общение любви, которое обозначает, что христиан соединяют друг с другом взаимные обязательства, в которых несется ответственность друг за друга, принимается взаимное служение духовными дарами и где мы обязаны делиться своими средствами. Уже в деянии апостолов мы можем заметить эти отношения: «Итак охотно принявшие слово его(Петра) крестились. . .и они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Все же верующие были вместе и имели все общее»(Деян. 2:41-44).
25. В повествовании деяний апостолов эту совместную жизнь обслуживала апостольская должность. Мы видим, насколько эта должность оберегала богатство многообразия, но вместе с тем сохраняла единство. Результатом миссионерской работы апостола Петра и апостола Павла было крещение и язычников. Перед угрозой разделения это радикальное решение утверждается таким образом, что Церковь собирается на собор (Деян.15). Здесь изображается руководящая роль апостолов и их положение на Соборе.
26. Это представление о единении выражено следующим образом:
Единство Церкви, которое дано во Христе и которое основывается на Триединстве Бога, осуществляется в том единстве, которое у нас есть в проповедываемом слове, таинствах и служении, которое установил Бог и которое дается в ординации. Это достигается как в единстве веры, о которой мы вместе свидетельствуем, исповедуем и учим, так и в единстве надежды и любви, которая ведет нас объединению друг с другом. Единство нуждается в видимой внешней форме, которая способна заключить в себя внутреннее различие и духовное разнообразие равно как исторические изменения и элементы становления. Это есть причастность к такому единению, которое покрывает все времена и местности, и которое призвано свидетельствовать и служить миру.
27. Уже в Новом Завете есть повествование о таком зле, которое принесло разделение среди христиан (1 Кор 1:11-13 1:11-13, 1 Иоан 2:18-19). Церкви, которые видимым образом не объединены, по историческим или другим разделяющим причинам, должны согласно своей веры трудиться и молиться за новое возникновение видимого единства и углубления духовного единения. Церкви дано видение единства как цепи творения (Еф.1), когда весь мир будет примирен с Богом (2 Кор. 5) . Единство поэтому является плодом примирения и реальная эсхатологическая неизбежность. Христиане никогда не смогут примириться с разделением. Их обязанностью является не только оберегать и поддерживать, но также продвигать и возращивать возникновение по возможности большего единства между церквями.
28. для возникновения единства такого уровня существует много взаимовлияющих сторон. Оно содержит согласие по вопросам веры и совместное участие в таинствах, которые поддерживает единая ординация, а также коллегиальная и консилиарная форма собеседований по вопросам веры, жизни и свидетельства. Эти формы единства могут потребовать также изменения в церковных законах и постановлениях. Для достижения полного единства необходимо, чтобы все эти видимые стороны церковной жизни пронизывало глубокое духовное единение, рост в единомыслии, двухсторонняя предупредительность к друг другу и сохранение единства. (Фил.2:2).
III В ЧЕМ МЫ ЯВЛЯЕМСЯ ЕДИНОГЛАСНЫМИ В ВЕРЕ
29. Англикане Британии и Ирландии,а также лютеране Северных стран и Прибалтики никогда не осуждали друг друга как Церкви и никогда официально не отделялись друг от друга. Поэтому желательно достижение более глубокого единства, которое теперь предоставляется возможным. Поэтому ни в коем случае не нужно отрицать возникшие на протяжении времен в результате развития оправданные и плодотворные различия в том, каким образом мы исповедуем и проявляем свою веру. Англикане были более склонными к подчеркиванию литургии как проявлению веры церкви Лютеране не отрицали этого, но более прилагали сил для учения об исповедании. По обоюдному мнению Lex orandi (закон молитвы) и Lex credendi (закон веры) смыкаются все-таки почти воедино. Аугсбургское вероисповедание и Тридцать девять артиклей родились в различных условиях и для различных целей и они не обозначают тоже самое в жизни церквей. Они содержат много одинаковых формулировок и они свидетельствуют вместе через века о вере церкви. Исходя их этой реальности, современные экуменические связи и взаимовлияния ощутимо помогли нам выяснить некоторые еще оставшиеся вопросы и выявили точнее, насколько мы одинаковым образом понимаем сущность и задачу Церкви и верим в основные положения. Мы теперь призваны углублять наше единение, делая новые шаги в сторону зримого единства и принадлежности друг к другу, свидетельствуя словами и делами о едином Господе, единой вере и едином крещении.
30. Поэтому мы хотим открыто принести существенные единогласия, которые существуют между нами. Здесь нам помогает документ КРЕЩЕНИЕ ПРИЧАСТИЕ И САН (документ ЛИМА BEM) и официальные ответы наших церквей на этот документ. Нас поддерживают также ранние попытки определить широту и характер англиканско- лютеранских соглашений. К ним принадлежит рапорт (Pullach 1973), Хельсингский рапорт (1983), рапорт Cold Ashin (1983), Implications of the Gospel (1988), Meissen Common Statement (1988), и Ниагарский рапорт (1988). Все эти документы свидетельствуют, что между англиканами и лютеранами в вопросах веры существует значительное единогласие. В определении нашего единогласия мы для помощи себе использовали результаты этих документов. Помимо их в значительной мере мы использовали результаты подобных англиканско-римскокатолических и римскокатолическо-лютеранских диалогов.
31. Достигнутое единогласие в англиканско-лютеранских документах было утверждено в 1988 году решением 2 -конференции, на которой подтвердили, что конференция
признает, что Иисус Христос присутствует в лютеранском церковном сообществе таким же образом как и в нашем. Это мы делаем на основании того большого единогласия, которое достигнуто между англиканами и лютеранами в территориальных и национальных диалогах, а также в свете того единения, которое мы испытали перед словом и таинством в традициях друг друга.
В решении восьмой ассамблеи Всемирной Лютеранской Федерации в Куритибе февраль 1990г существует подобное подтверждение:
Ассамблея решает, что ВЛФ возобновляет свое обязательство стремиться к полному общению с сообществом Англиканских церквей, и она призывает церкви - члены ВЛФ начать соответствующую работу для осуществления этого... ВЛФ признает с благодарностью те шаги по направлению к церковному единению с национальной региональной англиканской церковью, которые церкви члены ВЛФ уже смогли сделать, и она поощряет их продолжать это дальше.
32. Мы перечисляем здесь кратко важнейшие положения веры и формы церковной жизни, которые являются для нас общими:
а) Мы признаем, что канонические книги Ветхого и Нового Заветов являются достаточными, руководствующий, пророческий и апостольский документ, рожденный под водительством Святого духа и свидетельство о Божествен ном откровении в Иисусе Христе. Мы читаем Библию на народном языке как часть общего богослужения. Мы верим, что в Библии -которая есть Божее слово и свидетельство о евангелии- предлагается всему человечеству вечная жизнь и что в ней содержится все необходимое для спасения.
б) Мы верим, что Божия воля и заповеди являются неотъемлемой частью христианского свидетельства, веры и жизни. Божии заповеди обязывают нас любить Бога и ближнего, а также жить и служить Ему ради Его славы и величия. Одновременно Божии заповеди раскрывают, что мы грешники и что мы постоянно нуждаемся в Его благодати.
с) Фундаментом нашей веры и свидетельства является евангелие, что в Иисусе Христе Бог возлюбил мир и искупил его. У нас есть «одинаковое представление о Божьей оправдывающей благодати, т.е. что мы считаем праведным и оправдываемся перед Богом по одной благодати через веру благодаря заслугам Господа нашего и Спасителя нашего Иисуса Христа... Каждая из наших традиций утверждает, что оправдание ведет и оно
должно вести» к хорошим делам , «правильная вера приводит к любви». Мы получаем Святого духа, который обновляет наши сердца и укрепляет и призывает нас к хорошим делам. Поскольку оправдание и освящение являются разными сторонами одного Божественного действия, то также живая и любовь являются неразделимыми в верующем.
д) Мы признали веру Церкви, прошедшую через века такой, как она выражена в Никео- Константинопольском символе веры и Апостольском символе веры и исповедуем учение о Троице и основные догмы христологии, о которых свидетельствуют эти символы веры. То есть мы верим, что Иисус из Назарета есть истинный Бог и истинный человек и что Бог един в трех лицах, Отце, Сыне и Святом Духе. Эта вера очень ясно утверждается как в тридцати девяти артикулах так и в Аугсбургском вероисповедании .
е) Мы исповедуем апостольскую веру и празднуем ее праздник в литургическом богослужении. Мы видим в литургии как данный во Христе праздник спасения так и важным фактором формирования единомыслия верующих (consensus fidelium). Мы радуемся, что у нас есть такое большое «наследство общей духовной жизни, литургии и таинств», которое дало нам похожие виды богослужений и общие тексты, гимны, хвалебные песни и молитвы. На нас оказало влияние общее литургическое обновление, а также разнообразие проявлений, которые родились в различных культурных ситуациях.
ф) Мы верим, что Триединый Бог основал Церковь и блюдет ее ,воздействуя в спасительном слове и таинствах. Мы верим, что Церковь является знамением Божьего царства, инструментом и предвкушением. Но мы исповедуем также, что Она нуждается в постоянном очищении и обновлении.
г) Мы верим, что крещение водою во имя Триединого Бога соединяет крещаемого со смертью и воскресением Иисуса Христа, принимает его в члены единой, святой, католической и апостольской Церкви и дает по благодати дар новой жизни в духе. Поскольку у нас у всех существует практика детского крещения и мы считаем ее важной, то мы должны очень серьезно также отнестись к катехетическому служению в воспитании крещеных детей, взрослея могущих исповедовать Христа. Во всех наших традициях за крещением следует конфирмация. Мы исповедуем в наших церквях две традиции, в которой у обоих есть примеры из ранних столетий: в анликанской церкви конфирмацию проводит епископ, в церквях Северных стран и Прибалтики ее проводит обычно местный пастор. Во всех наших церквях она состоит из призыва к помощи обращенного к Триединому Богу, обновление крещального исповедания и молитва, чтобы через обновление благодати крещения конфирмант укрепился теперь и всегда.
п) Мы верим, что Тело и Кровь Христа действительно присутствуют ,и их раздают и они принимаются в виде вина и хлеба в Господнем Святом Причастии (Евхаристии).Таким образом, мы принимаем Тело и Кровь распятого и воскресшего Христа, и в Ней прощение грехов и все принесенные Его страданиями дары. Воспоминание Причастия является не только возвращением мысли к произошедшим событиям или их значению, но действенное свидетельство Церкви о великих делах Божьих. Хотя мы и не можем предложить достойную жертву Богу, Христос соединяет нас с Собой, принося Отцу Себя в неповторимой, целостной, полной и достаточной жертве, которую Он принес за нас за всех. В Причастии действует Сам Бог, который дает жизнь Телу Христа и обновляет каждого Его члена. Приводя причастие, Церковь каждый день созидается и получает питание, укрепляется в вере и надежде, свидетельстве и служении. В этом у нас уже есть предвкушение Божьего Царства вечного блаженства.
и) Мы верим, что все члены Церкви призваны участвовать в Ее апостольском служении. Всем крещеным для этого Святой дух дал различные дары и служения. Они призваны отдавать всю свою жизнь «в жертву живую» и молиться за Церковь и спасение всего мира. Это есть всеобщее священство всего народа Божия и призыв к ординации и служению.
з) Мы верим, что посвященный в сан священник находится в общине, которую образует Церковь, служа всему народу Божию вверенным поручением. Мы считаем, что сан для служения слова и совершения таинств является Божьим установлением и даром Церкви. Ординированные священники являются принадлежащими, как и все христиане, к Христову священству, так и к священству Церкви. Это главное единство рукоположенного священства выражается в служении словом и таинствами. В жизни Церкви это единство получило разные формы. Трехстепенное священство - епископ, священник и диакон - стало в Церкви общим в первые столетия и сохранилось во многих церквях, хотя и часто в частичной форме. Трехстепенное священство - епископ, пресвитер и диакон - может сегодня служить выражением того единства, которое мы ищем, а также способом достичь его.
к) Мы верим, что пасторальный пастырский сан (episcope) который исполняют лично, коллегиально и общинно, является необходимым для единства Церкви и необходимым свидетельством и сохранением апостоличности. По прежнему мы сохраняем и применяем епископский сан как знак нашего желания с помощью Божьей подтвердить преемственность Церкви в апостольской жизни и свидетельстве. По этой причине во всех наших церквях
л) У нас есть также надежда на окончательное пришествие Божьего царства, и мы верим, что мы призваны в этой эсхатологической перспективе работать, способствовать справедливости, искать мира и заботиться о природе. Заповеди Божьего царства направляют нашу жизнь в Церкви и нашу заботу о природе. «Христианская вера - это то, что Бог совершил примирение через Иисуса Христа» Кровию креста Его» (Кол 1:20) основан таким образом единственно устойчивый центр для единения всего человечества.
33. Эта выборка свидетельствует о большом единогласии в вере и учении.
действительно не требуется, чтобы каждая традиция принимала свойственные
только нашей традиции теоретические формулировки, но это требует от нас
умение встречать и преодолевать препятствия, которые еще стоят на пути
к более тесному единению.
IV ИНСТИТУТ ЕПИСКОПСТВА КАК СЛУЖЕНИЕ АПОСТОЛИЧНОСТИ ЦЕРКВИ
34. Епископский сан и его отношение к су было долгое время проблематичным. Во времена реформации все наши церкви рукополагали епископов (иногда применяли термин суперинтендент синонимом епископа) существующей кафедре католической церкви. Таким образом, они хотели показать, что жизнь и священничество единой, святой, католической и апостольской Церкви продолжается и дальше. В некоторых местах историческая епископская су сохранилась через рукоположение совершаемое епископами, когда опять с другой стороны в некоторых ситуациях посвящение епископа или суперинтенданта совершал пастор, что считалось подражанием традиций первой церкви. Одним из последствий этого было то, что священничество в наших церквях перестало быть одинаковым, что опять было препятствием для совместного свидетельства, служения и работе. Все-таки несмотря на прерыв цепочки рукоположения епископами в этих церквях всегда стремились подтвердить апостольскую преемственность церкви и хотели жить церковью, которая является церковью евангелия и в которой существует епископское пастырское служение. Позднее традиция этих церквей показывает, что они были верными апостоличности церкви. Во время последнего столетия все наши церкви ощутили растущую нужду преодолеть это затруднение и сообща выразить то, что они постоянно являются частью единой, святой, католической и апостольской жизни Церкви.
35. Из-за этой проблемы мы хотим теперь здесь изложить более широко наше представление об апостоличности всей Церкви и входящим в это понятие алостольском служении и значении епископской и исторической супсессии. Все это связано друг с другом.
А АПОСТОЛИЧНОСТЬ ВСЕЙ ЦЕРКВИ
36. «В символе веры Церковь исповедует себя апостольской. Церковь живет в непрерывной традиции, которая начинается с апостолов и их свидетельства. Тот же Господь, Который послал апостолов, постоянно присутствует в Церкви. дух сохраняет Церковь в апостольской традиции до тех пор, пока история не исполнится в Божьем царстве. Апостольская традиция в церкви обозначает сохранение постоянных признаков апостольской церкви: свидетельство об апостольской вере, проповедь евангелия и насущное толкование, проведение крещения и причастия, передача церковного священнослужения приходящим на смену людям, общение в молитве, любви, радости и страдании, служение больным и нуждающимся, общение среди местных церквей и общение теми дарами; какие кому Бог уделил».
37. у Церкви есть сейчас, как была и у апостолов, ответственность проповедовать евангелие всем народам, поскольку благая весть об Иисусе Христе открывает извечный Божий план примирить с Сыном все. Церковь призвана быть верной руководящему апостольскому свидетельству о жизни Господа, смерти, воскресении и превознесении. Церковь получает поручения и силу выполнить задачу как дар от воскресшего Христа. Таким образом, Церковь является целиком апостольской «Апостоличность обозначает, что Иисус послал Церковь жить для этого мира, принимать участие в Его миссии, которая является также делом пославшего Иисуса, становясь участницей дела Отца и Сына в силе Святого Духа».
38. Бог дух Святой изливает Свои дары на всю церковь (Еф 4:11-13, 1 Кор 12:4) - и призывает мужчин и женщин, как прихожан так и священнослужителей, вносить свою часть в дело созидания общины. Таким образом, вся Церковь и каждый ее член участвует и отдает свой вклад в распространение евангелия, этим верно выражая и осуществляя в определенное время и определенном месте постоянные признаки апостольской церкви. Ее свидетельству являются присущими только слова, но любовь ее членов к другим и как это служит находящимся в нужде. Существенными являются также использование ее экономических и других рессурсов, справедливость и влиятельность, а также дисциплина ее жизни, разделение и использование власти в ней, а также как приходы проводят богослужение. Все это является информацией, которая должна сосредотачивать внимание на Христе, действительном Божьем Слове, и исходить из жизни в Святом духе.
39. Поэтому первостепенным проявлением апостольской суксессии является апостольская традиция, которая целиком содержится в церкви. Суксессия подтверждает, что дело Христа, к которому причастна Церковь, стоит и поэтому оно передвигается вперед.
40. Внутри апостоличности всей церкви существует апостольская суксессия священничества, которая служит и выражает преемственность Церкви во Христе и ее верность словам и делам Христа, и которую передали нам апостолы. У посвященного в сан есть особая ответственность свидетельствовать об этой традиции и воз вещать ее заново каждому поколению, как уполномоченный Христом.
В. АПОСТОЛЬСКОЕ СВЯЩЕННОСЛУЖЕНИЕ
41. Для созидания церкви Бог дал апостольское священнослужение, которое основал и передал нам через апостолов наш Господь. Главным делом ординированного служения является собирание и созидание Тела Христа проповедуя и обучая слову Божию, проводя причастие и направляя общинную жизнь в богослужении, проводя миссионерскую и диаконическую работу. Отделение через молитву человека для пожизненного священнослужения, призывание Святого духа и рукоположение напоминает Церкви то, что Она получает это служение от самого Христа, и выражает желание Церкви серьезно и с благодарением жить в верности этому служению и дару. Различные обязанности одного священнослужительства видны из его строения. Трехстепенное священничество -епископ, пастор и диакон стало общей моделью ординированного служения в ранней Церкви. Позднее она претерпевала заметные изменения в своем применении на практике, и она развивается еще и по сей день.
42. Разнообразие Божьих даров нуждается в таком согласовании, чтобы оно обогащало всю Церковь и Ее единство. Это разнообразие и обилие различных служений требует служение согласования. Это есть служение пастыря (episcope.) Оно является попечением о жизни всей общины, пасторальной заботой и действительным насыщением Христова стада так как Христос заповедовал, в единении христианами из других мест. Episkope ( пастырство) необходимо всей Церкви и его верное осуществление в свете Евангелия является органическим необходимым для Ее жизни.
43.Надзор за церковью и ее миссией является особой обязанностью епископа. Задачей епископского сана является служение и поддержание единения среди верующих и совместно с верующими со всем миром. Епископы проповедуют слово, совершают таинства и поддерживают церковную дисциплину. Затем они представляют преемственность и единство пастырского сана в церкви. У них есть пасторальная ответственность за ту территорию, на которую они призваны. Они служат апостоличности, католичности и единству учения Церкви, богослужения и таинств. Они ответственны за руководство по осуществлению миссионерской работы Церкви. Никакую из этих задач не следует выполнять отдельно от всей Церкви.
44. Пастырское священнослужение осуществляется лично, коллегиально и общинно. Оно является личным, поскольку личность ординированная для провозглашения Евангелия и призыва верующих служить Господу в единстве жизни и свидетельства лучше всего символизирует присутствие Христа среди народа Божия. Оно является коллегиальным, во-первых, потому что епископ объединяет священнослужителей для совместного служения и представления ими в этом интересов общины; во-вторых, местная христианская община через коллегиальность епископа находится в общении с другими церквями и универсальная церковь с этой общиной. Оно является общинным, поскольку корни этого священнослужения находятся в жизни общины и оно нуждается в активном следовании общины Воле Божией и ее поиске руководства духом. Во многих наших церквях это происходит теперь синодально, т.е. в виде синодов церкви. Епископа совместно с другими священнослужителями и всей общиной ответственны за то, чтобы сан передавался в церкви, установленным образом дальше.
45. Диапазон личностного, коллегиального и общинного пастырского служения получает выражение на местном, территориальном и универсальном уровне жизни церкви.
С. ЕПИСКОПСКИЙ САН КАК СЛУЖЕНИЕ АПОСТОЛЬСКОЙ СУКСЕССИИ
46. Глубоким фундаментом верности Церкви выбранной апостольской традиции является действующее во всей Церкви обещание Господне и присутствие Святого духа. Преемственность пастырского сана должна пониматься в единстве апостольской жизни и служении всей церкви. Апостольская суксессия епископского сана является видимым и персональным способом обратить внимание на апостоличность всей Церкви.
47. Преемственность апостольской суксессии выражается в ординации епископа, т.е.посвящении. В этой церемонии Божий народ собирается для подтверждения своего выбора и моления за посвящаемого. Когда проводящий посвящение епископ возлагает совместно с ассистирующими руки на голову посвящаемого, то вся церковь взывает к Богу в надежде на Его обетование дать Святого духа народу,находящемуся в Завете с Ним (Ис 11:1-З; ср. Veni Creator Spiritus). Сам акт библейского возложения рук богат своей символикой. Он может обозначать (помимо прочего) выделение, облечение или принятие. Его используют во многих случаях, например: в конфирмации, в отпущении грехов, в исцелении и ординации.С одной стороны, возложением рук и молитвой признается и утверждается уже данный Богом дар благодати; с другой стороны, этим достигается полнота для практического служения. Более точный смысл или назначение возложения рук определяется той молитвой или словом, которые ему сопутствует. Рассматриваемое епископское посвящение через возложение рук и молитву обозначает совершение того, что делали апостолы и что делала Церковь во все времена.
48. В епископском посвящении есть четыре важные особенности. Во-первых, оно свидетельствует о доверии Церкви, что Бог пребывает верным по отношению к Своему народу и что Христос согласно Своего обетования, присутствует в Церкви в силе духа Святого. Во-вторых, оно выражает стремление Церкви быть верной Божьему начинанию и дару, постоянно живя в апостольской вере и традиции. В-третьих, участие группы епископов в возложении рук обозначает, что они и их церкви признают нового епископа и католичность Церкви. В-четвертых, оно образует сан и его авторитет согласно Божьей воле и установлению. Таким образом, епископ получает в акте посвящения знак принятия Богом и постоянные полномочия для руководства Церковью в единстве со всеми церквями ,веры и апостольской жизни.
49. Преемственность, которую обозначает епископская ординация в сан, не может быть в отрыве от преемственности жизни и свидетельства той епархии, в которую он призван. Именно в тех условиях, которые существуют в наших церквях, преемственность выражающаяся в заполнении вакансий исторических епископских кафедр, является большим, чем только личным делом. Желание сохранить в пасторальной жизни и служении епархиальную и приходскую структуру свидетельствует, что церкви хотят непрерывно поддерживать в служении словом и таинствами, священнослужение универсальной Церкви.
Д. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЕПИСКОПСТВО КАК ЗНАК
50. Вся Церковь является символом Божьего царства. Посвящение в епископский сан является знаком верности Бога по отношению к Церкви, особенно к Ее пастырству в миссионерском служении. Посвящение в епископский сан, как историческая суксессия (т.е. стремление сохранить неразрывной цепь рукоположений вплоть до апостолов) является также знаком. Так делая, Церковь говорит о том, что она заботиться о преемственности всей своей жизни и служения, и утверждает свое желание проявлять постоянные исповедальные признаки апостольской церкви. Чтобы назначение этого знака было ясным для понимания, необходимо к ординационному богослужению присоединить исповедание и представление церкви о сане, к которому призывается новый епископ. Таким образом, знак исторической епископской суксессии четко займет, вместе с непрерывной проповедью Евангелия и служением Церкви, свое правильное место.
51. Такое, как оно есть, использование значения исторической епископской суксессии, еще не дает само по себе следование всем сторонам апостольской веры, жизни и служения. На протяжении истории были схизмы и в таких церквях, которые имели знак исторической суксессии. Этот знак также не обеспечивает верность лично епископа. Несмотря на это, сохранение этого знака является постоянным к верности и единству, приглашением к более полному осуществлению постоянных признаков апостольской церкви в свидетельстве и служении.
52. Верность апостольскому признанию всей Церкви сохраняется большим, чем одной только преемственностью. Поэтому церковь, которая сохранила знак епископской суксессии, свободна признать действительным епископский сан и в такой церкви, где некогда во времена реформации посвящающим в сан епископа был пастор или пресвитер. Таким же образом церковь, где епископство сохранилось через такое рукоположение, может свободно участвовать во взаимном посвящении в епископы с такой церковью, которая сохранила эту цепь посвящений неразрывно, и принять для себя этот знак не отрицая своего апостольского приянства до этого.
53. Взаимопризнание наших церквей и священнослужений происходит прежде в теологическом отношении, чем в использовании рукоположения как знака исторической суксессии. Принятие этого знака не содержит осуждения по отношению к священнослужению в таких церквях, в которых не было раньше этого знака. Это лучше всего является средством созидания единства и преемственности церкви во все времена и в видимом для всех образе.
54. В той степени ,в которой наши священнослужения были разъединены, во всех наших церквях не доставало что-то от той полноты, которую Бог хотел дать Своему народу (Еф.2:23 и 3:17-19).Соединяясь воедино и одно временно договорившись о служении и взаимопризнании епископов, наши Церкви стали как более верными данному призванию, так и более осведомленными о необходимости обновления, Когда мы живем вместе и у нас есть общее священнослужение, а также видимое тесное единство, мы укрепляемся для продолжения Христова дела на земле.
Е. НОВЫЙ ЭТАП
55. В вышестоящих главах у изложенного единогласия есть очень важное значение. На основе его стало ясно, что мы достигли в нашем совместном пути веры, нового этапа. Мы являемся одного мнения о сущности и назначении Церкви (Глава II),Ее вере и учении (Глава III),особенно об апостоличности всей Церкви и существующим в Ней апостольском священнослужении и епископстве как служению Церкви.
56. На основе этого единогласия мы верим
- что нашим Церквям нужно уверенно признать друг друга церковью и заключить между собой новые отношения
- что каждая Церковь целиком сохранила верное свидетельство и служение апостольской преемственности
- что каждая церковь передавала священнослужение апостольского слова и таинства через молитву и возложение рук
- что каждая церковь сохранила в своей пасторальной жизни в организован ном виде суксессию епископского сана, что становится особенно видимым при посвящении в сан епископа, а также в опыте и свидетельстве исторических епископских кафедр (IVС)
57. В свете всего этого мы понимаем, что мы пришли к тому этапу, когда все наши Церкви вместе могут подтвердить ценность и пользу знака исторической епископской суксессии (IVD ).Это значит, что если же церкви, в которых этого знака некоторое время небыло, могут свободно признать его ценность и им необходимо будет принять его для своей практики, не отрицая собственной апостольской преемственности. Это значит также, что Церкви, в которых этот знак постоянно присутствовал, могут свободно признать действительность епископского сана и подтвердить апостольскую преемственность в тех церквях, в которых знака епископской суксессии некоторое время не было в практике.
К БОЛЕЕ БЛИЗКОМУ ЕДИНСТВУ
V ДЕКЛАРАЦИЯ ПОРВО
А. ОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
58. Поскольку у нас общий взгляд на сущность и предназначение Церкви, основополагающее единогласие о вере и одинаковое представление о епископ стве как служителе апостоличности Церкви, чnо содержится в главах II-IV Общего коммюнике Порво,мы предлагаем,чтобы наши церкви вместе дали следующую декларацию:
Мы, Церковь Дании, Церковь Англии, Евангелическо-лютеранская Церковь Эстонии, Евангелическо-лютеранская Церковь Финляндии, Евангелическо лютеранская Церковь Исландии, Церковь Ирландии, Евангелическо-лютеранская Церковь Латвии, Евангелическо-лютеранская Церковь Литвы, Церковь Норвегии, Епископальная Церковь Шотландии, Церковь Швеции и также Церковь Уэльса исповедуем и обещаем следующее:
а (i) мы признаем церкви друг друга церквями, которые принадлежат единой,
святой, католической и апостольской Церкви Иисуса Христа и которые являются действительными участниками апостольского дела всего народа Божия.
(ii) мы признаем, что во всех наших церквях Слово Божие чисто проповедуется и таинства крещения и причастия правильно совершаются
(iii) мы признаем, что все наши Церкви исповедуют одну и ту же апостольскую веру
(iv) мы признаем, что священнические ординации друг друга являются Божьим даром и Его инструментами благодати и что у них есть не только внутреннее признание Духа, но также Христова власть данная для служения в Его Теле, то есть через Церковь
(v) мы исповедуем, что во всех наших Церквях существует пастырство (episkope), которое ведется в различных формах лично, коллегиально и общинно, и оно обозначает продолжение апостольской жизни, дела и служения
(vi) мы исповедуем, что епископский сан ценится и сохраняется во всех наших Церквях видимым знаком, который выражает и служит единству Церкви и преемственности апостольской жизни, дела и служения
б Мы обещаем
(i) жить вместе исполняя свое служение, молиться друг за друга и друг с другом, а также делиться своими ресурсами;
(ii) считать крещеных членов всех наших Церквей также членами своей Церкви
(iii) приветствовать членов друг друга добропожалованными участвовать в таинствах и других пасторалных служениях
(iv) приветствовать диаспорные приходы желанными участниками в жизни родной Церкви, что взаимно обогащает друг друга
(v) приветствовать человека, который ординирован епископально в епископы, пасторы или диаконы в какой-нибудь из наших Церквей, добропожалованным, по приглашению и согласно всем другим правилам, которые в какое время являются в силе, служить в принимающей Церкви в том же сане без обновления ординации
(vi) приглашать взаимно епископов друг друга принимать обычное участие в рукоположении при епископской ординации, как знаке единства и преемственности Церкви
(vii) стремиться к единому взгляду на диаконский сан
(viii) организовывать соответствующие формы коллегиальных и консилиарных собеседований по важным вопросам, касающимся веры и церковного устройства, жизни и работы
(ix) поощрять участие представителей наших Церквей в собеседованиях и облегчать обучение, а также обмен идеями и информацией в теологических и пасторальных делах
(x) организовать контактную группу, задачей которой было бы продвижение нашего роста в общении и координация по осуществлению этого договора
В. СОВМЕСТНЫЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ
59. Предлагаем, чтобы этот договор и новые отношения были приняты к действию и утверждены в трех главных причастных богослужениях, на которых были бы представлены все наши Церкви. Эти праздники были бы знаком того, что
- мы радостно принимаем друг друга
- мы присоединяемся вместе к вере Церкви и жизни таинствами
- мы приветствуем священников и членов церквей как своих священников и членов
- мы соединяемся вместе для совершения дела Церкви
ЭТИ ПРАЗДНОВАНИЯ ВКЛЮЧАЮТ:
- Чтение и подписание Декларации Порво
- Чтение с центрального места благодарственной молитвы о достигнутом и
моление друг за друга о грядущем, где лютеране молятся об англиканах и
англикане о лютеранах
- Приветствие мира
- Совместное причастие
- Другие словесные и литургические выражения того, что мы живем вместе
С. БОЛЕЕ ШИРОКОЕ ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
60. Мы радуемся о нашем договоре и его реально видимом единстве, которое этот договор делает возможным. Мы видим в этом шаг к такому видимому единству, к которому стремятся все участвующие в экуменическом движении церкви. Мы не считаем этот шаг целью близкого единения, но частью всеобщего стремления к нему.
Это стремление содержит следующее:
- утверждение связей, которые есть у каждой из наших церквей по отношению к другим церквям на территориальном, национальном и международном уровне
- углубление отношений внутри и между этими двумя всемирными исповеданиями, а также поддержка стремлений к более близкому единению между англиканскими и лютеранскими церквями на других территориях, особенно Африки и Северной Америки, в которых возникают новые соглашения
- дальнейшее развитие уже существующих связей с другими мировыми церквями, особенно с теми, с которыми у нас существуют экуменические диалоги и соглашения
- совместная поддержка местных национальных и территориальных экуменических советов, Конференцию Европейских Церквей и Всемирный Совет Церквей.
61. Единая традиция и единое призвание наших церквей, которые выражены
в этом соглашении, напоминают нам о нашей ответственности совместно поддерживать экуменические стремления других. В то же время, мы ясно осознаем собственную потребность обогащаться пониманием и опытом других существующих в мире Церквей и представляющих другую традицию. Вместе с ними мы готовы стать инструментом в Божьем плане спасения и прими рения всего человечества и всего творения.