ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДРУЖБЕ И ДРУЗЬЯХ
Как менялось представление о дружбе со временем?
Перелистаем страницы истории. Западногерманский социолог Ф. Тенбрук относит расцвет высокоиндивидуализированной дружбы к периоду между 1750 и 1850 гг. Ныне, считает он, подобные отношения "теряют свою силу и распространенность. В сегодняшнем мире дружба играет сравнительно небольшую роль и уж, во всяком случае, персонализированные дружеские отношения составляют исключение". Однако романтики начала XIX в. тоже считали глубокую дружбу большой редкостью. По словам немецкого поэта Л. Тика, все люди любят или, по крайней мере, думают, что любят, "по лишь очень немногим дано быть друзьями в подлинном смысле слова" .
Склонность проецировать царство дружбы в прошлое наблюдалась и раньше. В середине XVIII в. К. Гельвеций писал, что "во времена рыцарства, когда выбирали себе товарища по оружию, когда два рыцаря делили славу и опасность, когда трусость одного могла стоить жизни и потери чести другому", дружба, несомненно, была более избирательной и прочной.
Напротив, при "настоящей форме правления" (имелся в виду французский абсолютизм) "частные лица не связаны никаким общим интересом... И нет больше дружбы; со словом "друг" уже не связывают тех представлений, которые связывали раньше..." В XVII в. о расчетливости и своекорыстии дружбы писал Ф. Бэкон, в XVI в.- М. Монтень, по словам которого для возникновения настоящей дружбы "требуется совпадение стольких обстоятельств, что и то много, если судьба ниспосылает ее один раз в три столетия" .
Гуманисты эпохи Возрождения апеллировали к античным образцам дружбы. Античные авторы в свою очередь ссылались на более древних героев. Древнегреческий поэт Феогнид (VI в. до н. э.), воспевая достоинства дружбы, считал ее весьма несвойственной своим согражданам:
...Милых товарищей много найдешь за питьем и едою.
Важное дело начнешь - где они? Нет никого!..
Спрашивается, когда же было время "настоящей дружбы" и было ли оно вообще? Как иронически замечает А. Шопенгауэр, "истинная дружба - одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют" .
Первобытное общество
В первобытном обществе дружбой называли ритуализированные взаимоотношения, связанные с символическим породнением. Способы её заключения, права и обязанности друзей регламентировались обычаем и ставились выше фактического родства.
Античность
...Самая прочная, верная и прекраснейшая дружба - это взаимная любовь
людей достойных, в основе которой, естественно, лежат добродетель и благо .
Аристотель
В европейской культурной традиции античная Греция издавна считалась царством "подлинной дружбы". Имена Кастора и Полидевка, Ореста и Пилада, Ахилла и Патрокла стали нарицательными, вошли в пословицы и поговорки многих народов... Слово philos ("друг") по своему происхождению местоимение, имеющее значение обладания - "свой". У Гомера это слово фигурирует и как прилагательное, и как существительное, причем по смыслу оно более многозначно и менее психологично, чем современное понятие "друг". Так, например, назывались все те, кто живет в доме Одиссея, кого он может считать своими. Женщина становится "своей" для мужа не потому, что он ее любит, а потому, что он приводит ее в свой дом и отныне она принадлежит ему. Чужой человек оказывается "своим", если его принимают в члены семьи или племени.
В первую очередь это слово означало кровных родственников, затем - вообще близких, далее - доброжелателей и соратников. Здесь прослеживается определенная линия развития - от "своего" к "другому", но "близкому", причем слово приобретает не только констатирующий, но и оценочный смысл, известную эмоциональную нагрузку, выражая идею взаимной поддержки, связи, союза. Им нарекаются люди, на которых можно положиться в окружающем ненадежном мире.
В классической Греции картина постепенно усложняется. Разложение общинно-родовых связей, появление классов и государства существенно ослабляют узы родства, так что свободно выбранные дружеские связи все чаще не совпадают с родственными. "Не все родные - друзья тебе, но лишь те, у которых с тобой общая польза" ,- замечает Демокрит.
Средневековье
Ты был мне братом много лет и зим.
Друг другу не чинили мы обид.
Коль дух ты испустил - и мне не жить .
Песнь о Роланде
Поздняя античность, как мы видели, создала высокоиндивидуализированные образы дружбы. В раннем средневековье человек снова оказывается неотъемлемой частью общины. Вся его жизнь, от рождения до смерти, регламентирована. Он почти никогда не покидает места своего рождения. Его жизненный мир ограничен рамками сословной принадлежности. Как бы ни складывались обстоятельства, дворянин всегда остается дворянином, а ремесленник - ремесленником. Его социальная роль для него так же органична и естественна, как собственное тело. Каждому сословию присуща своя собственная система добродетелей, и каждый индивид должен знать свое
место.
Отождествляя "истинную дружбу" с "христианской любовью" к богу, "отцы Церкви" и средневековая теология противопоставляют эту "божественную
дружбу" реальным, земным привязанностям. "Истинная дружба", в понимании христианского теолога, возможна только на небе. Монах Ансельм Кентерберийский (XI в.) называет ее в числе четырнадцати признаков вечного небесного блаженства. И позднее, когда в церковной скульптуре (впервые - в северном портале Шартрского собора во Франции) появляется аллегорическое изображение дружбы в виде молодой, прекрасной женщины в короне и со щитом, украшенным четырьмя голубями, а в книжных миниатюрах изображаются эпизоды библейской дружбы Давида и Ионафана, это символизирует не столько земные, человеческие, сколько небесные, идеальные отношения.
Понятие и ценность дружбы были предметом долгих теологических дебатов. С одной стороны, "отцы церкви" всячески превозносят духовную дружбу в противоположность чувственной любви, вплоть до отождествления "истинной дружбы" и "христианской любви", коренящейся в боге. С другой стороны, они не могли игнорировать реальность "естественной дружбы", не зависящей от благочестия.
Франция XVII в.
Характерным для того времени пониманием дружбы являются взгляды Ф. де Ларошфуко, которые он выразил в своих произведениях, поэтому всесторонний анализ его трудов позволит построить более определенную картину того, чем же была дружба в представлениях дворянских кругов Франции XVII в.
Что же, по мнению Ларошфуко, лежит в основе дружбы? Прежде всего, доверие, поскольку не доверять друзьям позорнее, чем быть ими обманутыми, а также откровенность, ибо на ней зиждутся все людские приязни, всякая дружба. Но откровенность не должна быть полной: наши интересы обычно тесно переплетены с интересами других людей, поэтому откровенность необычайно осмотрительна, иначе, предав нас, она предает и наших друзей, повысив цену даруемого нами, принесет в жертву их блага.
Дружба, тесно сплетаясь с понятием долга, оказывается связанной с достоинством человека. Истинная дружба становится возможной лишь в том случае, если друг ведет себя как honnete homme. Honnete homme обозначал идеальный образ придворного, благовоспитанного человека, наделенного красотой, смекалкой, ловкостью, склонностью к искусствам и литературе, умением вести беседы и т. п., а также всеми возможными добродетелями, словом, всем тем, что необходимо для успешной и достойной светской жизни. Таким образом, качество дружбы зависит от общего поведения человека. Поведение в дружбе не должно противоречить поведению honnete homme в целом, иначе сама дружба перестала бы быть истинной и становилась бы пародией на саму себя. Человек не мог быть хорошим другом, если он недостойно вел себя в обществе.
Важной предпосылкой дружеских отношений между людьми было их приблизительное равенство в социальном положении. Ларошфуко объясняет это тем, что неравенство мешает дружбе, ибо пробуждает в людях корысть. При неравном положении друзей ясно проявляется себялюбие, что не позволяет по-настоящему любить друг друга, а ведь настоящая дружба не знает зависти.
Такое отношение к дружбе, когда основой для ее возникновения считались личные качества, имело следствием то, что способность иметь друзей в какой-то мере расценивалась как свидетельство достоинств человека. Наличие у человека друзей и его способность к настоящей дружбе свидетельствовали о том, что он обладает определенным набором похвальных качеств. Поэтому дружескими связями гордились, о них старались упомянуть в разговоре, в произведении.
Представление о том, что дружеские отношения являются отражением добродетелей человека, в свою очередь приводило к тому, что, претендуя на принадлежность к добродетельным людям, дружбой старались назвать любое сколько-нибудь близкое знакомство. Наличие большого числа друзей было значительным свидетельством собственных достоинств. Поэтому понятие дружбы было очень популярно в свете, другом могли назвать и старинного приятеля, временного, ненадежного союзника в политической интриге и т. д.
Большинство авторов XVII в. скептически относятся к женской дружбе: Женщины в большинстве своем оттого так безразличны к дружбе, что она кажется им пресной в сравнении с любовью; обычный уровень женщин отнюдь не таков, чтобы они были способны поддерживать ту духовную близость и единение, которыми питается этот священный союз; женщины умеют любить сильнее, нежели большинство мужчин, но мужчины более способны к истинной дружбе.
Дружба не просто общение, она требует усилий, действий. Ларошфуко говорит о том, что истинная дружба является таковой лишь тогда, когда друзья жертвуют своими интересами друг ради друга. Еще больше участия надо проявить, если между друзьями были какие-то размолвки. Внимание к другу предполагает также и сочувствие.
Позднее, в XVIII в., добродетели человека уже не будут играть такую большую роль в дружбе. Даже наоборот, наиболее достойные одиноки, современники будут отмечать, что великие мира сего знакомы с дружбой только в теории. В философии дружбы появиться новый мотив истинная дружба не должна стыдиться недостатков друзей: не таите дружеской близости с падшими, встаньте на защиту их слабости. Впервые в это время появится идея, что дружба должна противостоять общественному мнению. Однако в XVII в. ситуация была другой.
Разграничение между частной и светской сферами жизни станет особенно заметным лишь в следующем, XVIII веке, когда эмоциональность и интимность дружеских отношений, наоборот, будут всячески подчеркиваться, в противовес тому, что определяет отношения вне круга близкого, интимного общения.
Как в наше время?
Мартин Бубер: "Есть люди, которые надоедают. Надоедает быть с людьми. Как найти баланс? Представьте ситуацию: остались только книги и люди. Я часто слышал, как люди восхваляют одиночество. Я думаю, оно им нравится только пока на земле есть ещё люди, пусть даже они далеко. Я ничего не знал о книгах, когда вышел из утробы моей матери, и умру без книг, держа за руку другого человека. Да, я и правда иногда закрываюсь в кабинете и полностью отдаю себя книгам, но лишь потому, что могу всегда открыть дверь и увидеть за ней человека".
М. Бубер рассказывал о событии, после которого он начал ценить человеческие отношения выше интеллектуальных или духовных переживаний: "Однажды меня посетил неизвестный мне молодой человек. У меня совершенно не было настроения общаться. Я, конечно, постарался, чтобы наша встреча прошла по-дружески. Я внимательно выслушал его. Но я не смог догадаться о вопросах, которые не были заданы. Позже, но достаточно скоро, я узнал от одного из его друзей, - сам юноша был уже мёртв – сущность этих вопросов. Я понял, что этот человек пришёл не со случайным визитом, а по воле судьбы, не ради праздной беседы, а чтобы принять решение. Он пришёл ко мне. Он пришёл в свой час. Мы в отчаянии, но всё же идём к кому-то. Чего мы ждём? Того, что Другой заставит нас поверить в существование смысла. С тех пор у меня не осталось ничего, кроме повседневности, из которой мне уже не уйти…"
2. Так что первая причина – утрата ценности дружбы. Вторая – неправильные ценности в самой дружбе. Свидетельство о дружбе. Переоценка ценностей в свете Библии.
_____________________________________________________________________________
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Дружба в Ветхом Завете
Одна из красных нитей ВЗ – всё происходит по воле Божьей. Все встречи, люди, события не случайны. Несколько отрывков о дружбе:
Руфь 1:16-17
1 Царств 18:1, 3-4
Екклесиаст 4:9-11
2. Дружба в Новом Завете
Проследить на примере Иисуса.
Были ли друзья у Христа? – Ин.15:15
Как мы ищем друзей?
Часто мы подходим к дружбе эгоистично, корыстно. "Если что-то сделаешь ради меня, если завоюешь доверие, если у тебя такие же интересы, как у меня…" Мы относимся к дружбе потребительски. Но Иисус говорит о дружбе по-другому: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.15:13). Т.е. друг, не ты положишь за меня душу, а я за тебя. Что значит для меня друг? Это человек, который меня любит или которого я люблю?
Хотел бы я иметь таких друзей, которых имел Христос?
Пётр говорит Иисусу: "Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за тебя" (Ин.13:37) Ответ Иисуса 13:38. И мы помним, как Пётр предал Его.
Иисус просит своих друзей молиться за Него в одну из самых трудных минут, когда идёт молиться на гору в Гефсиманском саду. И когда Он возвращается, застаёт учеников Своих спящими. (Лк.22:45-46) Например, у нас какое-то важное событие. Недавно были госэкзамены. И для меня важно было чувствовать, что близкие мне люди за меня молятся и думают обо мне. И представьте, если приходите домой, звоните другу, чтобы результат сообщить. А он в какую-нибудь компьютерную игру заигрался и забыл о вас. Это тяжело. И мы тогда спрашиваем себя, а нужен ли нам такой друг? Более того, что мы будем делать в следующий раз, попросим ли мы снова молиться за нас. Сможем ли доверять?
Простили ли мы друга, если не можем ему снова доверять? Возможно ли полное доверие после предательства?
Считал ли Христос Иуду своим другом? Да, Матф.26:49-50. Знал ли Иисус, что Иуда ворует деньги? Почему доверял каждый день носить ящик с пожертвованиями? Давал шанс? Макаров: если мальчик ворует, доверьте ему нести деньги.
Я думаю, такой вопрос и Петра волновал. Будет ли Христос снова доверять мне? Когда Христос воскрес, вспомнил ли он ученикам их преступления? Мы бы наверняка укорили, а я тебе говорил, что предашь, а ты клялся в дружбе. Ин.21:15-17. Иисус повторяет ему те же слова, какие говорил ему при первой встрече, когда призывал его на служение. Это полное доверие, высокое призвание!
И что самое интересное, когда Христос уходит на небо, каждый готов отдать свою жизнь за Христа. Почти все апостолы погибли мученической смертью. Теперь они готовы к самоотдаче. Нужно вкладывать в дружбу прощение, жертвенность, доверие, возможно, мы никогда не увидим полной отдачи. Но несмотря на это стоит вкладывать. Мать Тереза.
Наша дружба как поход в ресторан
Так как мы ищем друзей? В Германии в ресторане с пастором Фридрихом – большая порция. Нужно было всё съесть. Намного удобнее рестораны, где еду можно накладывать в тарелку самому на вес. Можно положить мясо, вкусный десерт и не брать пусть полезный, но безвкусный салат. Мы бы хотели, чтобы в дружбе было точно также. Взять доброту, жертвенность, не брать высокомерие, обман. Но так не бывает. Дружба, друг, человек – это целое блюдо, там есть и десерт и безвкусный салат.
Легко ли даётся такая дружба?
Одна моя знакомая сказала, Иисусу легко, Он был Богом. Но легко ли давалась такая дружба Иисусу? Мк.9:19: "О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?"
"Достаточно долго, чтобы братья называли Меня сумасшедшим, а соседи – обманщиком. Достаточно долго, чтобы Меня изгнали из Моего города и Моего храма. Достаточно долго, чтобы надо Мной смеялись, издевались. Достаточно долго, чтобы ощутить тёплые плевки, жёсткие кнуты и увидеть, как Моя собственная кровь капает Мне на ноги.
Доколе? Пока не прокричит петух, не станет жгучим пот и не ударит деревянный молоток, пока бесы не заполонят склон храма, чтобы посмеяться над умирающим Богом.
Доколе? Пока все грехи не пропитают Мою безгрешную душу настолько, что небеса в ужасе отвернутся, пока Мои распухшие губы не произнесут последнего: "Совершилось!"
Доколе? Пока это не убьёт Меня".