|
ЕЛЦ
/ 'ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ'
/ Методический материал по молодежной работе
/ 30 ПЛАНОВ МОЛОДЕЖНЫХ СОБРАНИЙ ДЛЯ ЛИДЕРОВ
/ Тема 11
Тема 11Тема 11 Ругательства
Основная идея: Ругательства и использование ненормативного лексикона - явление распространенное в нашей культуре, особенно среди молодых людей. Но Писание говорит иное. Нам нужно найти альтернативное выражение своих сильных эмоций.
Библейское основание: Исх.20:7; Ефес.5:3, 4; 1 Тим.4:12
Нужно иметь: Библии, карандаши, бумагу, небольшое одеяло
1. Наблюдай за своими словами
Пусть каждый учащийся разорвет лист бумаги пополам. В следующие несколько минут вы должны говорить друг с другом без предлогов. Если вы услышите, что кто-то сказал предлог, заберите у него часть его листа. Тот, кто наберет больше всех листов - тот победил. Попросите ребят постоянно говорить и не бояться потерять свой лист. Можно ввести дополнительное правило - забирать листок у того, кто будет молчать более 15 секунд. После игры обсудите: Трудно ли говорить, воздерживаясь от этих слов? Легко ли эти слова «вырываются»? Как вы думаете, какое отношение имеет эта игра к нашей сегодняшней теме - ругательства? (Ругательства часто «вылетают», потому что мы не наблюдаем за нашими словами).
2. Обсудите, почему люди ругаются
Разделитесь на две группы. Попросите членов первой группы назвать как можно больше причин, почему люди ругаются. (Брань - это привычка; это может быть выражением сильных эмоций; это может придать кому-то чувство уверенности в себе, потому что он производит «шокирующий эффект» своей речью и др.) Вторую группу попросите придумать как можно больше аргументов в пользу тех, кто воздерживается от ругательства. (Они думают, что это унижает их или выглядит неинтеллигентно; у них есть другие способы выразить себя; у них более обширный запас слов; они не хотят обидеть кого-нибудь и т.д.) Дайте каждой группе время поделиться со всеми.
3. Услышать призыв
Прочтите 1Тим.4:12. Не странно ли, что Павел призывает молодого Тимофея быть примером для других (возможно, более опытных) христиан? Почему? (Тимофей был лидер церкви, поэтому его пример был очень важен). Как может твоя речь (манера твоего разговора) повлиять на человека младше тебя? (Ребенок будет подражать тебе и произносить браные слова и т.д.). На новообращенного христианина? (Если ты ругаешься, он будет думать, что это нормально для христианина). Как человек может показать пример чистоты и правильной речи одновременно? (Речь не должна быть греховной и не должна побуждать других людей ко греху). Хочешь ли ты, чтобы другие следовали твоему примеру в выборе слов?
4. Напишите шуточное стихотворение Прочтите вслух Исх.20:7. Объясните, что имя Божье было великой святыней для еврейского народа, потому что они знали личность и власть Самого Бога. Почему употребление имени Бога так важно для Него? (Наша манера произнесения Его имени отражает наше отношение к Нему Самому). Прочтите вслух Ефес.5:3,4. Не будет ли странным призывать человека стать христианина и при этом сквернословить и пустословить? Почему? (Пример: Христос не разговаривал бы так). Разделитесь на маленькие группы и напишите стихотворение или рэп, которые бы отражали смысл сегодняшнего занятия. Например: Слов бросать на ветер нельзя - Библия предупреждает, Словом Божьим зиждется наша земля, Слово - сила большая. Если не хочешь себе навредить, Если не хочешь пред Богом грешить, Следи за собой и за речью своей И будь примером для всех людей. Затем пусть каждая группа поделится своим произведением с другими.
5. А как бы ты поступил? Обсудите следующие ситуации: Дело №1 За обедом ты беседуешь с группой своих друзей и беседа сворачивает в русло грязных шуток. Лексикон сразу же меняется и выглядит деградирующим. Но некоторые шутки действительно смешные. Что ты делаешь? Дело №2 На улице жарко и никому нет дела до того, что рассказывает учитель биологии. Постепенно он выходит из себя. Внезапно он начинает ругаться, выкрикивая браные слова, и кидает на пол учебник, чтобы привлечь внимание. Привлек ли он твое внимание этим? Может ли директор привлечь такого учителя к ответственности? Можно ли оправдать брань, если посредством этого можно достичь желаемого результата? Дело №3 Саша - самый крутой парень в школе. К девочкам он относится как к людям второго сорта и постоянно рассказывает всем о своих очередных похождениях. Он требует, чтобы девочки подчинялись ему, как слуги. Ты проходил мимо и очутился рядом с Сашей и его дружками, когда они начали «обсуждать» его бывшую подружку. Их слова отвратительны, но все вокруг смеются. Твои действия?
6. Выразить себя Сейчас мы поиграем в игру «Такой - сякой или одеяло»* . Усадите ребят в круг. Передай кому-то из них одеяло. Человек с одеялом должен накинуть его на голову (это не обязательно), в то время как вы читаете одно из выражений, указанных ниже. Чтобы вылезти из-под одеяла, человек должен сделать следующее: (1) угадать, какие эмоции сопутствуют данной фразе и (2) как можно выразить свои чувства без применения ругательств. После этого можно передать одеяло другому и повторить «процедуру». «Ну, знаешь, ты просто «такой сякой»!» (Гнев) «Да я тебя сейчас «так сяк»!» (Угроза) «Что за «такое сякое» здесь происходит?» (Удивление) и др. Закончить можно тихой молитвой, в которой ребята могут попросить Бога научить их правильно использовать Его имя и изменить их манеру выражаться.
Дополнительное занятие 1. Скукота. Выберите общеупотребительное слово (типа «дерево») и объявите, что это слово ругательное. Затем попросите двух ребят сыграть сценку разговора, во время которого они должны как можно чаще использовать слово «дерево», как будто ругательное. Как выглядят такие люди, которые постоянно употребляют ругательные слова? 2. Соревнование. Пусть две команды посоревнуются в том, кто найдет больше альтернатив излить свой гнев или боль (говорить «ох», плакать, пинать подушку, поговорить с другом или психологом, помолиться и т.д.)
* Смысл игры основан на игре слов в английском языке, где слово «одеяло» и выражение «такой сякой» (замена ругательства) звучат одинаково.
ЕЛЦ
/ 'ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ'
/ Методический материал по молодежной работе
/ 30 ПЛАНОВ МОЛОДЕЖНЫХ СОБРАНИЙ ДЛЯ ЛИДЕРОВ
/ Тема 11
|