|
100 лет первому архиепископу ЕЛЦ100 лет первому архиепископу ЕЛЦ 31 августа этого года исполнилось 100 лет со дня рождения первого архиепископа Евангелическо-Лютеранской Церкви в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ) Георга Кречмара (1925–2009). Он возглавлял Церковь с 1994 по 2005 год. Георг Фридрих Карл Кречмар родился Ландесхуте (Силезия) в семье пастора. Он закончил гимназию в 1943 году, а затем обучался в университетах Тюбингена, Хайдельберга, Оксфорда. На протяжении многих лет Георг Кречмар преподавал в различных университетах Германии, имел докторскую степень теологии, был профессором по Новому Завету и церковной истории. УЦ него было пожизненное звание профессора университета г. Мюнхена.
Архиепископ-эмеритус Георг Кречмар (1925–2009).
В 1989 году он был приглашен епископом Евангелическо-Лютеранской Церкви в СССР на работу в качестве ректора Теологической семинарии. В то время канцелярия Церкви располагалась в Риге. В 1992 году в Омске Георг Кречмар был введен в должность заместителя епископа, а в сентябре 1994 года на Генеральном Синоде ЕЛЦ был избран епископом ЕЛЦ. На II Генеральном Синоде в мае 1999 года введен в должность архиепископа. Как глава ЕЛЦ архиепископ Георг Кречмар уделял большое внимание возрождению старых и образованию новых общин на территории от Калининграда до Владивостока и от Архангельска на севере до Средней Азии, Грузии и Азербайджана на юге. Много сил он затрачивал на разрешение проблем, связанных с возвращением зданий лютеранских церквей общинам и последующей их реставрацией. Им велась планомерная работа по подготовке пасторов для Церкви из числа членов ее общин. Профессор доктор Кречмар был ученым-теологом с мировым именем. Он являлся почетным доктором многих зарубежных университетов как в Европе, так и в Соединенных Штатах Америки. Его часто приглашали для участия в различных конференциях и дискуссиях по линии Всемирной Лютеранской Федерации, Совета Европейских Церквей, в известные университеты Запада. Архиепископ-эмерит Георг Кречмар ушел из жизни в возрасте 84 лет 19 ноября 2009 года в Мюнхене.
В память об первом архиепископе ЕЛЦ мы публикуем отрывок из книги воспоминаний архиепископа Георга Кречмара о своем служении в 1989–2005 годах «Возрождение Евангелическо-Лютеранской Церкви в России», вышедшей в Москве в 2019 году.
1.4 Меня призывают в Ригу <…> Харальда Калниня я впервые встретил в 1984 году, когда смог вместе с другими участниками киевских собеседований посетить лютеранские церкви Прибалтики: в то время в Советском Союзе только они существовали официально. Из возможных мест посещения я выбрал Ригу. Харальд Калнинь тогда был пастором церкви Иисуса в Риге. Я, конечно, знал, что он посещал немецкоязычные общины Советского Союза. Возможности лютеранской Церкви в Латвии в то время были еще настолько ограниченными, что меня приютил православный митрополит – он произвел на меня глубокое впечатление. Некогда он в качестве врача входил в состав той комиссии, которая осматривала Освенцим после его освобождения Красной армией. Таким образом, Харальд Калнинь знал о моих контактах в Советском Союзе, и в июне 1989 года на встрече в Нойендеттельзау, уже будучи епископом Немецкой Евангелическо-Лютеранской Церкви Советского Союза, он пригласил меня в Ригу, чтобы помочь устроить тут теологическое учебное заведение. В октябре 1989 года я впервые прибыл в Ригу как тот, кому поручена новая задача. Визу мне помогла получить православная патриархия. В эти недели мы с епископом Калнинем обсуждали вместе будущие задачи. При этом мы думали не только о богословском образовании, но и о дальнейшем укреплении Церкви. Принимая епископское служение, Калнинь дал обещание внести изменения в устав 1924 года, чтобы тот соответствовал новым условиям жизни. Эту задачу он потом перепоручил мне. Я знал текст 1924 года, так как в 1959 году он был переиздан профессором Робертом Штупперихом, родившимся в Москве, и опубликован при моем участии в периодическом издании в Мюнстере. Вначале мы занимались образованием и повышением квалификации тех проповедников, которые уже служили. Целенаправленное обучение нового поколения стало возможным лишь позже, когда у нас появился свой дом. За этот дом я боролся годами. Мы хотели приобрести здание в Юрмале, на латвийском морском курорте, с помощью Союза мирян Лютеранской Церкви Миссури-Синода (ЛЦМС). В процессе этих переговоров ЛЦМС пригласила епископа Калниня в Сент-Луис к президенту Союза Берри. Мне было важно, чтобы наш епископ, если уж он едет в Америку, вступил в контакт и с нашей лютеранской Церковью, с Евангелическо-Лютеранской Церковью в Америке (ЕЛЦА), которой руководит епископ, находящийся в Чикаго. Так как у меня самого не было прямых связей с Чикаго, я попросил о посредничестве старого друга, профессора Герхарда Кроделя (1926–2005) из Геттисбурга. Мы познакомились с ним в процессе работы Международной смешанной лютеранско-православной комиссии по диалогу. Герхард Кродель отозвался на нашу просьбу и, поняв, в каком трудном положении мы находимся, собрал круг друзей для нашей теологической семинарии. Нам еще предстоит рассказать о том, как при финансовой поддержке со стороны этого круга мы смогли приобрести здание церкви в Новосаратовке, где в конечном итоге могла разместиться семинария. До тех пор удавалось проводить семинары лишь дважды в год, а число их участников сильно колебалось. Эти семинары проходили в разных местах, сначала – в Риге. Первым рижским семинаром осенью 1989 года я вообще не мог руководить, потому что истек срок моей визы. Семинар провел сам епископ Калнинь. Но с весны 1990 года эти семинары регулярно проходили под моим руководством. Это было действительно прекрасное время с братьями – молодыми и постарше. Епископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Литвы Ионас Калванас-старший (1914–1995) также посылал на семинары по несколько человек. К сожалению, в ходе волны эмиграции преобладающая часть тогдашних участников переселилась в Германию. <…> Конечно, с первых дней моего пребывания в Риге мы говорили и о дальнейших шагах для возрождения нашей Церкви. Еще в 1980 году, когда Харальд Калнинь получил благословение в суперинтенденты с епископскими правами в Таллине, он начал назначать пропстов для главных областей. Первое собрание пропстов произошло в тогдашнем Целинограде, где мы представили текст переработанного устава 1924 года. Осенью 1990 года епископ созвал еще одну конференцию пропстов в Омске в Сибири – городе, только недавно открытом для иностранных посетителей. Сам он заболел прямо перед началом этой встречи и поручил мне руководить собранием. Речь о нем пойдет ниже, а сейчас важно, что там я ясно понял одну вещь: что я не могу работать в Советском Союзе лишь часть своего времени. Поэтому я подал в баварское министерство культуры и образования заявление о досрочной отставке профессорской должности и таким образом полностью освободился для той работы, которая меня ждала. До того я мог посвящать себя новому делу лишь в свободное от лекций время. Мне с самого начала было ясно, что, если я собираюсь в Советский Союз, мне надо учить русский язык, хотя епископ Калнинь считал, что это не нужно, так как его прихожане все говорят по-немецки. Итак, я посетил несколько интенсивных курсов русского языка в Рурском университете в Бохуме, надеясь, что в Советском Союзе у меня будет больше возможностей в нем практиковаться. Значительные перемены в Европе в конце 1980-х годов, распад Советского Союза, обновление жизни прибалтийских государств и вывод советский войск, в том числе и из Латвии, – всё это я мог наблюдать, уже будучи в Риге. Мне было ясно, что всё это обязательно отразится на процессе возрождения нашей Церкви. Но это не помогло мне совершенствовать русский язык. <…> Хотя эта ситуация в очередной раз изменилась, мои трудности с языком, который будет мне всё нужнее в будущем, преодолеть тут было невозможно.
|