|
«Лютеранская нота» в мелодии городаСанкт-Петербург. «Музыка храмов Санкт-Петербурга» – так назывался фестиваль, уже в третий раз прошедший в Северной столице с 30 мая по 16 июня. Как видно из названия мероприятия, оно было посвящено духовной музыке. По задумке организаторов фестиваля – Отдела по связям с религиозными объединениями Администрации губернатора Санкт-Петербурга – традиционные конфессии и религии города в эти дни проводят специальные концерты, на которых слушатели могут познакомиться с их музыкальной традицией. При этом вход на все концерты – бесплатный. В фестивале этого года приняли участие Русская Православная Церковь (РПЦ), Армянская Апостольская Церковь (ААЦ), католическая и лютеранская Церкви, Духовное управление мусульман Петербурга и Северо-Западного региона России. И если концерт в кирхе или костеле – привычное дело для петербуржцев, то концерт в православном храме – явление довольно редкое. Фестиваль же предложил слушателям еще более редкую возможность – попасть на концерт в мечеть!
Мероприятие фестиваля в мечети
Так, пришедшие в мечеть на мероприятие фестиваля 5 июня смогли услышать чтение аятов (стихов) Корана и исполнение нашидов (традиционных мусульманских песнопений). Еще одним уникальным мероприятием «Музыки храмов Санкт-Петербурга» стал 2 июня концерт приходского хора в армянской апостольской церкви св. Екатерины – месте, где концерты, как правило, не проводятся. Летний фестиваль этого года был приурочен к 800-летию князя Александра Невского. Поэтому открылся он 30 мая премьерой оперы «Александр Невский» в Синем зале епархиального управления РПЦ. Ее написал Грайр Ханеданьян – народный артист Украины, Узбекистана и Северной Осетии-Алании, педагог Академии молодых оперных певцов Мариинского театра.
Премьера оперы «Александр Невский» в Синем зале епархиального управления РПЦ
Евангелическо-Лютеранская Церковь России, наряду с Евангелическо-Лютеранской Церковью Ингрии, также приняла участие в фестивале и была представлена концертами в двух своих церквях. 8 июня в кафедральном соборе свв. Петра и Павла его штатный органист и дирижер Сергей Силаевский в программе под названием «Петрикирхе: наша нота в мелодии города» порадовал слушателей органными произведениями, написанными в течение пяти веков – с XVI по XX. Прозвучали сочинения западноевропейских композиторов: Свелинка, Резона, Пёрселла, Баха, Моцарта, Бальбатра, Брамса, Регера. Свое выступление органист Сергей Силаевский предварил музыковедческим комментарием.
Публика аплодирует органисту Сергею Силаевскому на концерте в Петрикирхе
13 июня церковь св. Екатерины пригласила любителей музыки на музыкально-исторический лекторий «Измерения памяти». Эта особая программа была посвящена крепости Копорье, которая находится на западе Ленинградской области.
Специалист Государственного музея истории религии к.ф.н. Светлана Клименко познакомила с историей крепости Копорье
В 2021 году исполняется 20 лет музею крепости, 780 лет завоеванию крепости-погоста Ливонского ордена Александром Невским и 440 лет первому лютеранскому приходу на ижорско-водской земле – капелле шведского гарнизона Копорья, появившейся там в 1581 году. В этот вечер в церкви св. Екатерины прозвучали католические средневековые песнопения, различные обработки гимна Реформации „Ein feste Burg ist unser Gott“ в исполнении органистов Григория Варшавского и Андрея Коломийцева, а также православные знаменные роспевы XV– XVI веков в исполнении хорового общества „Prattica nova“ под управлением Веры Сласной.
Павел Крылов исполняет под аккомпанемент кантеле фрагменты «Таежной мессы» в церкви св. Екатерины
Пастор Церкви Ингрии Павел Крылов, к.и.н., сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, исполнил под аккомпанемент кантеле – финского народного щипкового инструмента – фрагменты «Таежной мессы» (Korpimesse) с рассказом о ней. В XVII веке финский поэт Маттиас Саламниус, в 1680-х годах служивший лютеранским капелланом на территории Ингерманландии (сегодня это часть Ленинградской области), переложил четырехстопным хореем, размером народной песни, Новый Завет. Из этого Нового Завета родилось около 70-ти стихотворений – народных рун, которые уже в 1860-е годы были записаны в несколько томов из небольших стихотворных фрагментов. И уже во второй половине XX века из этих нескольких томов уроженец Гатчины Арво Сурво, родившийся в Мариенбурге в 1954 году, составил так называемую «Таежную мессу».
Участники программы «Измерения памяти» – хор „Prattica nova“ (верхнее фото) и органисты церкви св. Екатерины
Специалист Государственного музея истории религии к.ф.н. Светлана Клименко познакомила с историей крепости Копорье. Пастор Эльвира Жейдс рассказала о кантате «Александр Невский» Сергея Прокофьева и смысле латинских слов в ней. Фестиваль завершился 16 июня концертом хоровой капеллы в православном храме святого благоверного князя Александра Невского в Усть-Ижоре (Ленинградская обл.). Проведение очередного петербургского фестиваля в таком формате его организаторы планируют уже в ближайшем будущем и будут рады как старым, так и новым гостям. Сообщение Канцелярии архиепископа
|