|
Искусство, спасавшее жизниСанкт-Петербург. Работы Адама Шмидта стали частью выставки «Сверхзадача – выжить», посвященной 75-летию Воркутинского музыкально-драматического театра, основная часть труппы которого состояла из заключенных артистов Воркутлага. 1 июня выставка, созданная более двух лет назад московским Государственным центральным театральным музеем им. А.А. Бахрушина, открылась в Санкт-Петербурге в Особняке Румянцева. Адам Адамович Шмидт (1921–2011) – российский немец, бывший одним из первых прихожан возрожденной лютеранской общины в Ярославле, художник, помимо прочего отобразивший в своих работах горести, выпавшие в 1930-х – 1940-х годах на долю советских немцев, среди которых был и он сам. В 2007 году несколько таких сюжетов нашли свое место в катакомбах кафедрального собора свв. Петра и Павла (Петрикирхе) в Петербурге. Приехав специально на некоторое время в Петербург 14 лет назад, художник расписал стены катакомб по мотивам своих картин, повествующих об арестах, депортации, работе заключенных на объектах НКВД и собраниях лишенных Церкви лютеран. Эта часть помещения в Петрикирхе стала с тех пор мемориальной капеллой, хранящей память о поколениях советских лютеран.
Работы Адама Шмидта на выставке «Сверхзадача – выжить». Среди них – также несколько рисунков на тему блокады Ленинграда, откуда в марте 1942 года художник был депортирован как российский немец
Эти же сюжеты стали экспонатами выставки «Сверхзадача – выжить». Не только из-за схожести тематики. В 1952 году Адам Шмидт был приговорен на 20 лет к каторжным работам за самовольный отъезд с места своей высылки и стал заключенным Воркутлага. На тот момент музыкально-драматический театр в Воркуте существовал уже девять лет. Идея его создания принадлежала Борису Мордвинову, бывшему главному режиссеру Большого театра и профессору Московской консерватории, находившемуся в заключении в Воркутлаге. Неожиданно предложение было одобрено начальником Управления Воркутстроя НКВД СССР инженером-полковником Михаилом Мальцевым «в целях наилучшего обслуживания вольнонаемного населения Воркутинского угольного бассейна художественно-зрелищными мероприятиями».
Художник Адам Шмидт и фрагмент его росписей в катакомбах Петрикирхе
Так в 1943 году в Воркуте возник легендарный театр, артисты которого ходили на работу под конвоем. Помимо нескольких вольнонаемных сотрудников, в состав первой труппы вошли артисты, музыканты и художники – узники Воркутлага. Переход из шахты в театр воспринимался ими как путь «из ада в рай» и очевидно спас жизнь многим из них. В дальнейшем театральных работников выявляли в каждом новом прибывающем эшелоне, а также искали на других лагерных пунктах. Первым спектаклем стала оперетта И. Кальмана «Сильва», премьера которой состоялась 1 октября 1943 года. А художественным руководителем театра был назначен Борис Мордвинов. После смерти Сталина и массового освобождения заключенных в 1950-е годы театр перестал подчиняться МВД СССР и стал Воркутинским драматическим театром. Он радует своими постановками горожан и по сей день, а с 2019 года носит имя Бориса Аркадьевича Мордвинова. Попав в Воркутлаг, Адам Шмидт продолжает рисовать. Казалось бы, его талант мог пригодиться в музыкально-драматическом театре. Но, согласно правилам, в труппу можно было брать только простых заключенных, но не каторжан, к числу которых принадлежал художник. Поэтому путь в этот театр был для него закрыт.
Основная часть экспозиции
Тем не менее Адам Шмидт нашел применение своему творчеству – в лагерной самодеятельности. Он оформлял спектакли самодеятельного лагерного театра, существовавшего параллельно профессиональному, все роли в котором исполняли мужчины-каторжане. Костюмы шили из мешков, краски делали из лекарств, мела, глины, угля и других подручных средств. Таким образом художник Адам Шмидт стал частью сообщества тех, кому творчество помогло выжить в страшные годы заключения в Воркутлаге. Поэтому ему посвящена часть выставки «Сверхзадача – выжить». Его судьба связана с судьбами тех, кто работал в те годы в музыкально-драматическом театре. А одна из картин, представленных на выставке, называется «Воркутинский лагерь» и изображает идущих под конвоем заключенных, иллюстрируя лагерные будни.
Дочь Адама Шмидта Маргарита Шмидт (справа) с управляющей Канцелярией архиепископа Мариной Худенко на открытии выставки «Сверхзадача – выжить» в Санкт-Петербурге
Все работы Адама Шмидта, включенные в экспозицию, – из архива дочери художника Маргариты Шмидт. Она присутствовала на открытии выставки в Петербурге. Связь с потомками участников тех событий важна для организаторов этого проекта. Куратором выставки является Надежда Мордвинова – внучка первого художественного руководителя и создателя театра Бориса Мордвинова. На открытии выставки в Особняке Румянцева выступил и сын одного из участников труппы музыкально-драматического театра из числа заключенных – скрипача и композитора Михаила Носырева, также, как и Адам Шмидт, ленинградца. Прошедшая с большим успехом в Москве в январе 2019 года выставка побывала затем в Сыктывкаре и в Воркуте. Петербург стал для нее четверым городом. Начало ее работы здесь 1 июня приурочено к открытию Дней Республики Коми в Санкт-Петербурге.
На выставке представлены фото, документы, художественные работы, афиши, связанные с жизнью Воркутинского музыкально-драматического театра, в основном, с 1943 по 1953 год. В городе на Неве выставка «Сверхзадача – выжить» будет работать до 30 июня. Сообщение Канцелярии архиепископа
Боирс Мордвинов - создатель и первый художественный руководитель Воркутинского музыкально-драматического театра
Экспонаты выставки
Работы Адама Шмидта на выставке
Экспонаты выставки |